5530

Борьба с рисками или с тенью?

Как корреспондент “Времени” помогал комитету внутреннего государственного аудита коррупцию внутри ведомства победить

Борьба с рисками  или с тенью?

Республиканский общественный совет по противодействию коррупции при Nur Otan провел очередное заседание, на этот раз посвященное акимату Алматы и комитету внутреннего государственного аудита (КВГА) Министерства финансов. Первая тема была связана с жалобами алматинцев на работу местных госорганов, а во второй части коррес­пондент газеты “Время” выступил с докладом о коррупционных рисках в работе КВГА по госзакупкам. Особенно любопытной получилась последовавшая затем дискуссия с исполняющим обязанности председателя комитета Алмасом КАВКИТАЕВЫМ.

Алмас КАВКИТАЕВ.

В течение этого года наша газета неоднократно рассказывала о влиянии комитета внутреннего госаудита и его региональных подразделений на процедуры проведения тендеров. Действующее законодательство позволяет чиновникам Минфина вмешиваться в итоги любых госзакупок, что нередко приводит к неразберихе, затягиванию сроков исполнения работ, многомесячным судебным разбирательствам и коррупционным преступлениям (см. “Тендерный балласт”, “Время” от 27.1.2021 г.).

Об этом и был мой доклад. В частности, я рассказал о конкурсах по строительству ливневой канализации в Нур-Султане. Впервые акимат выставил эти лоты еще прошлой зимой, однако после вмешательства департамента внутреннего государственного аудита госорганам пришлось пересчитывать условные скидки участников; в самом большом конкурсе на 11,7 миллиарда тенге поменялся победитель, после чего недовольные поставщики пошли в суды. В итоге разбирательства дошли до Верховного суда, где было принято решение вынести частное определение в адрес правительства, чтобы там наказали всех виновных в этом бардаке.

Вторая история из моего выступления касалась закупок оборудования для организаций образования. На этом рынке появился неожиданный лидер - группа компаний “Казинтерсервис”, получившая определенные привилегии благодаря приказу министра образования №79, подписанному в марте 2020 года. Но даже имея преимущество перед конкурентами, руководители компании активно “сотрудничали” с представителями из департамента внутреннего государственного аудита по Атырауской области.

Летом антикоррупционная служба задержала двух сотрудников ДВГА при получении взяток. По версии следствия, общая сумма превышает 8,5 миллиона тенге, а подозревают в даче взяток бизнесмена Тулебая ТУЛЕПОВА и двух его подчиненных (см. “Технический нокаут”, “Время” от 22.9.2021 г.).

Одним словом, наша газета не раз пыталась разобраться, каким образом государственные аудиторы оказывают влияние на итоги госзакупок. Я отдельно поднимал этот вопрос еще весной на заседании Республиканского общественного совета по противодействию коррупции при Nur Otan. После этого в КВГА прошла партийная проверка, в результате чего появилось предложение вообще лишить комитет функции по пересмотру итогов тендеров.

Об этом говорил на том же заседании и исполняющий обязанности председателя КВГА Алмас Кавкитаев. Он довольно бодро отчитался о профилактике коррупции в своем органе, перечислил количество уже осужденных коллег, рассказал о переходе на электронные инструменты, которые исключат человеческий фактор и в целом повлияют на снижение коррупционных рисков. Ну а после у нас состоялся вот такой диалог:

- Вы говорили о своих коллегах, осужденных ранее. А почему вы не включили в свой отчет информацию о задержании заместителя руководителя департамента по Шымкенту Ербола ТУРСУНБЕКОВА, которого 24 ноября взяли с 18 миллионами тенге, полученными от директора ТОО “KazProfStroi Holding”? Он почему в ваш отчет не попал? - задал я первый вопрос.

- Спасибо, Михаил Валерьевич. Да, мы в курсе, что там было задержание, но информации подробной не имеем, поэтому и не включили в доклад, потому что точно не знаем, какие обстоятельства.

- А вот на этой неделе было задержание двух сотрудников департамента внутреннего гос­аудита по Нур-Султану. У меня нет их анкетных данных, но у вас же такой факт имеется?

- Такой факт тоже имеется, возбуждено уголовное дело в отношении ТОО, то есть потенциального поставщика по факту дачи взятки сотрудникам департамента. Уголовное дело в отношении самих сотрудников пока не возбуж­дено, ведутся доследственные мероприятия.

- Хорошо, у меня как раз по поводу этого ТОО вопрос. Уголовное дело действительно возбуждено в отношении руководства ТОО, и по состоянию на 20 ноября 2021 года данная компания занимает первое место по количеству поданных жалоб на пересмотр итогов конкурсов - 1627, из которых удовлетворено 983. Можете подтвердить эту информацию или опровергнуть?

- Мы проводили анализ по данной компании, и у нее на сегодняшний день 500 контрактов на сумму 2 миллиарда тенге, это фирма по технадзору. По большей части это в областях Западного Казахстана, по городу Алматы и Алматинской области. По Нур-Султану всего 13 договоров, они мелкие - 10 миллионов, 15 миллионов, 20 миллионов. Остальные договоры в других областях.

- Нет, у меня вопрос: действительно ли эта компания написала 1627 жалоб?

- У меня, к сожалению, статистики по этой компании нет, давайте мы поднимем и направим информацию дополнительно.

- Вы просто достаточно бод­ро отчитались о борьбе с коррупцией в своем органе. Но буквально неделя прошла с 24 ноября - задерживают зам­руководителя департамента в Шымкенте, на этой неделе задержали двух сотрудников ДВГА в Нур-Султане, есть уголовное дело в отношении ТОО, у которого 1600 жалоб, возможно, связанное с кем-то из ваших подчиненных, - ведь жалобы просто так не пишутся. Алмас Кескирович, объективности ради давайте честно, глядя в глаза друг другу: вы действительно считаете, что в вашем органе нормально борются с коррупцией?

- Михаил Валерьевич, я полностью с вами согласен в части того, вот именно в этом, то, что вы озвучили. Именно в системе камерального контроля по итогам государственных закупок очень большие коррупционные риски. Мы это знаем. Я пришел курировать эту сферу год назад, и за этот год…

Мы эту проблему видели и знали раньше, мы видели, что есть там риски, мы планировали с этого года автоматизировать уже опыт работы, уже планировали, но, к сожалению, технически не сумели провести верификацию электронного депозитария, но уже с 1 января мы этот опыт работы автоматизируем. Далее, внедряются новые способы - электронный магазин, мы планируем все основные закупки, подверженные рискам, проводить через эти способы, где наименьшие риски содержатся каких-то злоупотреб­лений. Мы это знаем, и в целом комитет стремится к тому, чтобы уйти от камерального контроля по определению именно победителя госзакупок, потому что госаудит предусматривает повышение эффективности использования бюджетных средств.

Здесь нам, можно сказать, вменена дополнительная функция законом о госзакупках, чтобы мы проверяли госзакупки, хотя мы орган аудита, который должен проверять использование бюджетных средств. И все силы направить именно на это. Поэтому я согласен, мы работу проводим. К сожалению, не всегда получается сделать все быстро. Поэтому надеемся, что уже принятые меры и которые будут приниматься, будут способствовать снижению коррупционных рисков, - завершил свой спич Кавкитаев.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть