3316

Когда же мы войдём в ОЭСР?

Не успела общественность немного перевести дух от цен на картошку-морковку, как новая напасть - жара, засуха, бескормица. Значит, теперь уже мясо к осени-зиме станет золотым, а тут еще и ужесточение из-за пандемии... Когда же все это кончится?! Между тем отчеты правительства о проделанной работе и прогнозы на будущее самые оптимистичные. Поневоле, начитавшись, что пишут в соцсетях и что говорят власти, теряешься в версиях: мы живем в рушащемся прямо на наших глазах мире или в самом лучшем из миров?

Когда же мы войдём в ОЭСР?

В буран надежнее всего передвигаться по натянутой между пунктами назначения веревке, а в наш технический век мы спокойно летим в самолете, даже когда внизу полный мрак и сплошная облачность - у пилотов есть четкий маршрут и приборы наведения. Но не дай бог вообразить, что экипаж сам не знает, куда лететь и как садиться, - умрешь от переживаний еще до посадки!

Так и с нашим правительством: несмотря на нынешнюю болтанку, оно более-менее цепко держит штурвал, в штопор, во всяком случае, не срываемся. Но вот стратегический курс - он точно верный? В конце концов, чем острее сегодняшнее ощущение, будто что-то идет не так и что-то надо срочно менять, тем тверже должна быть уверенность, что уж в кабине-то нашего лайнера пилот со штурманом свое дело знают.

А тут еще такая удача - мы сами прямо с пассажирского места можем заглянуть в полетное задание - Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года называется. И там прямо по десяти общенациональным приоритетам расписано про эффективное здравоохранение, качественное образование, справедливое государство на защите интересов граждан, про новую модель государственного управления, культивирование ценностей патриотизма, укрепление нацио­нальной безопасности, инновационную экономику, торговую дипломатию и сбалансированное территориальное развитие.

Но, позвольте, все это писалось-программировалось и до того, и не по одному разу, однако как-то все не удается добраться до этих светлых горизонтов. Почему? Пора бы задать такой вопрос нашим рулевым. Но лучше все-таки самим разобраться.

Можно начать с возмущения: почему стратегия действий правительства всего-то на четыре года вперед заполнена не конкретными планами по тому же сельскому хозяйству, например, а намерениями-обещаниями самого общего характера? Но тут мы на стороне разработчиков: конкретные планы компонуются теперь в форме национальных проектов, тогда как стратегия определяет гораздо более существенное - куда вообще идет страна.

Если отбросить благостные ля-ля, то в содержательном остатке намерений правительства до 2025 года три пункта: а) срочно продать все неприватизированные основные электростанции, а заодно еще много чего из инфраструктуры; б) дерегулировать экономику; в) подать заявку на вступление в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития). И вот этот абзац насчет вступления в ОЭСР и есть конечный путь намеченного маршрута.

Ладно, отбросим вопросы о том, как приватизация электроэнергетики сопряжена с эффективным здравоохранением, качественным образованием, инновационной экономикой и ценностями патриотизма. Зададим вопрос относительно финала: попадание в ОЭСР, хотя бы в принципе, возможно?

Не торопитесь с ответом, вот вам еще один вопрос, казалось бы, из другой оперы, а на самом деле про то же самое: почему никак не может начать отвечать своему названию МФЦА (Международный финансовый центр “Астана”)?

Подсказка: связывает эти вопросы не только то, что АСПИР (Агентство по стратегическому планированию и реформам) и МФЦА возглавляет один и тот же человек. Вот это - одна голова на два казана - в данном случае как раз очень правильно во всех смыслах. И в том смысле, что Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, безусловно, лучший из всех топ-чиновников: по длительности пребывания на высоких государственных постах, по набору этих постов, по умению отчитываться, по фотогеничности, вообще по всему. А еще в том смысле, что работающий МФЦА - это как раз и есть символический и практический вход в ОЭСР: когда оставшийся от EXPO-2017 стеклянный шар действительно станет международным финансовым центром, считайте, что мы уже в числе развитых государств. Ну или, извините, наоборот…

Пока же МФЦА, призванный привлекать деньги со всего мира, сам привлекает… бюджетное финансирование. В предыдущие годы суммы в миллиардах тенге были даже трехзначные, в текущем году это без малого 12 млрд тенге, бюджетная заявка на следующий год - под 10 миллиардов. Уже известно, что и в 2023 году господдержка сократится “всего” до 9 миллиардов. Вот здесь с долгосрочным планированием все в порядке.

Но почему при лучшем из всех возможных руководителей в готовых шикарных помещениях с завезенной мебелью с компьютерами, английскими судьями в париках за столько лет нельзя выйти хотя бы на самоокупаемость? Отчего все то, что все же удалось привлечь через МФЦА, - это просто отнятые у KASE объемы, которые спокойно можно было бы оформить и там, не напрягая, по крайней мере, бюджет.

И последний вопрос-подсказка: почему при всех усилиях правительства что-нибудь такое продать, чтобы хоть как-то оживить фондовый рынок Казахстана, на нем никак не котируется масса транснациональных компаний, добывающих наши нефть, газ, черные и цветные металлы заодно с ураном? Поднимите список акционеров Тенгиза, Карачаганака, Кашагана и так далее - это все компании мирового уровня. Размести они хоть чуточку своих бумаг - шар EXPO заполнился бы под завязку.

А теперь послушайте горькую правду: не бывать Казахстану в ОЭСР, а МФЦА - финансовым центром по той простой причине, что мы не внутри, а снаружи этой системы и… никаких шансов на вход. Зачем нас пускать внутрь, к тем же доступным кредитам, например, если собственная внешнеэкономическая деятельность (экспортно-импортные операции, привлечение иностранных инвестиций и займов) вынесена наружу? Все такие сделки оформ­ляются вне фискальной, таможенной и банковской юрисдикции Казахстана, внутри только физическое присутствие иностранных добытчиков и только их текущие счета.

ОЭСР - это созданный в те же, что и НАТО, годы альянс США с будущим Евросоюзом, в который по ходу противостояния с соцлагерем вошли Япония с Южной Кореей и Турция с Израилем. Последнее пополнение было при развале СССР. С тех пор политическая необходимость перетягивания новых членов отпала, а экономические возможности закончились.

Получается, что и ОЭСР, и МФЦА - это миражи, ложные аэродромы. Верят ли в самом АСПИР в реальность своих целей, тоже интересный вопрос, но это уже больше по части человеческой психологии. Но складывается впечатление, что экипаж лайнера давно уже доверился автопилоту и сам не знает, куда летит.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть