Когда же мы войдём в ОЭСР?
Не успела общественность немного перевести дух от цен на картошку-морковку, как новая напасть - жара, засуха, бескормица. Значит, теперь уже мясо к осени-зиме станет золотым, а тут еще и ужесточение из-за пандемии... Когда же все это кончится?! Между тем отчеты правительства о проделанной работе и прогнозы на будущее самые оптимистичные. Поневоле, начитавшись, что пишут в соцсетях и что говорят власти, теряешься в версиях: мы живем в рушащемся прямо на наших глазах мире или в самом лучшем из миров?
В буран надежнее всего передвигаться по натянутой между пунктами назначения веревке, а в наш технический век мы спокойно летим в самолете, даже когда внизу полный мрак и сплошная облачность - у пилотов есть четкий маршрут и приборы наведения. Но не дай бог вообразить, что экипаж сам не знает, куда лететь и как садиться, - умрешь от переживаний еще до посадки!
Так и с нашим правительством: несмотря на нынешнюю болтанку, оно более-менее цепко держит штурвал, в штопор, во всяком случае, не срываемся. Но вот стратегический курс - он точно верный? В конце концов, чем острее сегодняшнее ощущение, будто что-то идет не так и что-то надо срочно менять, тем тверже должна быть уверенность, что уж в кабине-то нашего лайнера пилот со штурманом свое дело знают.
А тут еще такая удача - мы сами прямо с пассажирского места можем заглянуть в полетное задание - Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года называется. И там прямо по десяти общенациональным приоритетам расписано про эффективное здравоохранение, качественное образование, справедливое государство на защите интересов граждан, про новую модель государственного управления, культивирование ценностей патриотизма, укрепление национальной безопасности, инновационную экономику, торговую дипломатию и сбалансированное территориальное развитие.
Но, позвольте, все это писалось-программировалось и до того, и не по одному разу, однако как-то все не удается добраться до этих светлых горизонтов. Почему? Пора бы задать такой вопрос нашим рулевым. Но лучше все-таки самим разобраться.
Можно начать с возмущения: почему стратегия действий правительства всего-то на четыре года вперед заполнена не конкретными планами по тому же сельскому хозяйству, например, а намерениями-обещаниями самого общего характера? Но тут мы на стороне разработчиков: конкретные планы компонуются теперь в форме национальных проектов, тогда как стратегия определяет гораздо более существенное - куда вообще идет страна.
Если отбросить благостные ля-ля, то в содержательном остатке намерений правительства до 2025 года три пункта: а) срочно продать все неприватизированные основные электростанции, а заодно еще много чего из инфраструктуры; б) дерегулировать экономику; в) подать заявку на вступление в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития). И вот этот абзац насчет вступления в ОЭСР и есть конечный путь намеченного маршрута.
Ладно, отбросим вопросы о том, как приватизация электроэнергетики сопряжена с эффективным здравоохранением, качественным образованием, инновационной экономикой и ценностями патриотизма. Зададим вопрос относительно финала: попадание в ОЭСР, хотя бы в принципе, возможно?
Не торопитесь с ответом, вот вам еще один вопрос, казалось бы, из другой оперы, а на самом деле про то же самое: почему никак не может начать отвечать своему названию МФЦА (Международный финансовый центр “Астана”)?
Подсказка: связывает эти вопросы не только то, что АСПИР (Агентство по стратегическому планированию и реформам) и МФЦА возглавляет один и тот же человек. Вот это - одна голова на два казана - в данном случае как раз очень правильно во всех смыслах. И в том смысле, что Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, безусловно, лучший из всех топ-чиновников: по длительности пребывания на высоких государственных постах, по набору этих постов, по умению отчитываться, по фотогеничности, вообще по всему. А еще в том смысле, что работающий МФЦА - это как раз и есть символический и практический вход в ОЭСР: когда оставшийся от EXPO-2017 стеклянный шар действительно станет международным финансовым центром, считайте, что мы уже в числе развитых государств. Ну или, извините, наоборот…
Пока же МФЦА, призванный привлекать деньги со всего мира, сам привлекает… бюджетное финансирование. В предыдущие годы суммы в миллиардах тенге были даже трехзначные, в текущем году это без малого 12 млрд тенге, бюджетная заявка на следующий год - под 10 миллиардов. Уже известно, что и в 2023 году господдержка сократится “всего” до 9 миллиардов. Вот здесь с долгосрочным планированием все в порядке.
Но почему при лучшем из всех возможных руководителей в готовых шикарных помещениях с завезенной мебелью с компьютерами, английскими судьями в париках за столько лет нельзя выйти хотя бы на самоокупаемость? Отчего все то, что все же удалось привлечь через МФЦА, - это просто отнятые у KASE объемы, которые спокойно можно было бы оформить и там, не напрягая, по крайней мере, бюджет.
И последний вопрос-подсказка: почему при всех усилиях правительства что-нибудь такое продать, чтобы хоть как-то оживить фондовый рынок Казахстана, на нем никак не котируется масса транснациональных компаний, добывающих наши нефть, газ, черные и цветные металлы заодно с ураном? Поднимите список акционеров Тенгиза, Карачаганака, Кашагана и так далее - это все компании мирового уровня. Размести они хоть чуточку своих бумаг - шар EXPO заполнился бы под завязку.
А теперь послушайте горькую правду: не бывать Казахстану в ОЭСР, а МФЦА - финансовым центром по той простой причине, что мы не внутри, а снаружи этой системы и… никаких шансов на вход. Зачем нас пускать внутрь, к тем же доступным кредитам, например, если собственная внешнеэкономическая деятельность (экспортно-импортные операции, привлечение иностранных инвестиций и займов) вынесена наружу? Все такие сделки оформляются вне фискальной, таможенной и банковской юрисдикции Казахстана, внутри только физическое присутствие иностранных добытчиков и только их текущие счета.
ОЭСР - это созданный в те же, что и НАТО, годы альянс США с будущим Евросоюзом, в который по ходу противостояния с соцлагерем вошли Япония с Южной Кореей и Турция с Израилем. Последнее пополнение было при развале СССР. С тех пор политическая необходимость перетягивания новых членов отпала, а экономические возможности закончились.
Получается, что и ОЭСР, и МФЦА - это миражи, ложные аэродромы. Верят ли в самом АСПИР в реальность своих целей, тоже интересный вопрос, но это уже больше по части человеческой психологии. Но складывается впечатление, что экипаж лайнера давно уже доверился автопилоту и сам не знает, куда летит.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы