Озеленение за 562 миллиарда “зелёных”
Такова цена перехода Казахстана от традиционной энергетики к экологичной
Удивительно примирительное дело: на фоне все более разрастающихся в мире противоречий состоялся, пусть и онлайн, саммит глав ведущих государств без намека на выяснение отношений и с дружным обсуждением только климатической повестки. Воистину пришла беда - открывай ворота: то страны и народы объединила борьба с пандемией, то теперь вот угроза глобального потепления. Причем откуда пришел коронавирус и антропогенный ли фактор на самом деле приводит к таянию ледников, не обсуждается. Тренд задан - все за переход к “зеленой” экономике, радикально меняющей не только энергетику, но и фактически весь глобальный уклад.
Мы с вами вообще-то знаем, откуда все пошло - из Европы, которой на самом деле жизненно необходимо минимизировать зависимость от поставок энергоресурсов, опирая свою энергетику на солнце и ветер. А поскольку ценой такого самообеспечения является рост стоимости энергоснабжения, а значит, и снижение конкурентоспособности, возникает гениальное в своей простоте сдвоенное решение. Первое - втянуть страны с традиционной энергетикой в ту же “зеленую” парадигму. Как это скажется на потеплении, узнаем к 2050 году, зато стоимость 1 кВт-ч и у нас поднимается уже сейчас. Второе - плюсом к тому, что страны - экспортеры энергетических ресурсов тратят собственные средства на удорожание собственной же энергетики, заставить их же самих оплачивать и их экспорт в Европу нефти, газа, металлургического и химического сырья через так называемый углеродный корректирующий пограничный механизм, планируемый с 2023 года.
Об этом мы узнали из ответа нашего премьер-министра Аскара МАМИНА на один из депутатских запросов. При этом глава правительства сообщил и предварительный объем инвестиций в казахстанскую экономику, необходимых для ее озеленения, - 562,3 миллиарда долларов.
Ладно, хвостик в каких-то 300 миллионов долларов после запятой отбросим. Все равно 562 миллиарда американской “зелени”, необходимые для озеленения казахстанской экономики ради увода ее из-под европейского “зеленого” налога, - это какая-то слишком запредельная, несуразно фантастическая сумма, чтобы воспринимать ее всерьез. Не зря же информация от премьера насчет 562 миллиардов просто прошелестела в СМИ, не вызвав особой реакции. Да и как прикажете на такое реагировать?
Между тем дело как раз серьезное. Понятно, что в Евросоюзе не самоубийцы, чтобы напрочь отгородиться “зеленым” налогом от нашего сырья, но дополнительно поделиться экспортными доходами заставят конкретно. Между тем делиться-то и сейчас… особо нечем.
Вот посмотрите на такую красноречивую картинку подъемов и спадов внешнеэкономической (экспорт плюс импорт) деятельности Казахстана (см. график).
Начало нулевых лет - сырьевые цены бурно растут, вместе с ними растут и объемы добычи и экспорта, за ними тянется завоз в страну всего иностранного. Мировой кризис 2007-2008 годов сначала летит мимо нас - финансового рынка нет, обрушиваться нечему. Нас цепляет падение нефтяных цен в 2008 году, но оно кратковременно и быстро восстанавливается на еще большем уровне. Дальнейший подъем внешнеэкономической кривой - это политика “количественного смягчения” в США и ЕС, поддерживающая мировые цены и спрос на сырье. Плюс предпринятая в начале 2009 года девальвация тенге - тоже мощный стимулятор сырьевого экспорта. В результате взлет длится до 2013 года, в котором, помнится, мы с вами досрочно выполняем программу “Казахстан-2030” и устремляемся в “Казахстан-2050”.
Однако тот же год - начало Майдана и всего последующего, включая санкции, российское контрэмбарго, падение нефтяных цен и ответную девальвацию
рубля, отразившуюся на тенге. Кривая внешнеэкономического благополучия Казахстана летит вниз куда как дольше и глубже, чем в мировой кризис.
Заметили, что крутизна падения слегка притормозила в 2014 году? А это февральская девальвация тенге, пока небольшая, пробная. Зато со второй половины 2015 года, когда тенге вдогонку рублю сбросил половину стоимости, мы имеем перелом падающей кривой на новый взлет. Плюс, конечно, восстановление мировых нефтяных цен. Вообще, растущие цены снаружи и падающий курс внутри и есть счастье экспортеров.
Но уже к доковидному 2019 году рост почти прекращается: эффект девальвации исчерпан, а с прошлого года мы опять падаем, ко всему прочему еще и пандемия.
Хотите сказать, надо ждать следующей девальвации? Не исключено, если борьба с ковидом и стагнация мирового спроса затянутся, правительству и Нацбанку придется идти и на это.
Но даже при самом благополучном раскладе все хорошее… уже позади. Нет, не у нас с вами и не у нашей страны - у внешне-ориентированной экономической модели. Ни по возможностям физического наращивания экспорта, ни по самым радужным надеждам на мировые цены нам уже не достичь показателей десятилетней давности. А эксперименты с новой девальвацией вообще чреваты раскачкой ситуации. И в таких условиях “зеленых” инвестиций и углеродного налога элементарно не потянуть.
График показывает, что это не экономика, а американские горки. Для адреналина иногда полезно, но жить в таких взлетах-падениях - значит приближать нервное и физическое истощение.
А чтобы понять, в какую сторону поворачивать, вот еще красноречивая таблица (см. таблицу).
Как видим, решающим для нас торговым партнером, буквально палочкой-выручалочкой с точки зрения торгового баланса, является Европейский союз. Однако как раз с ним мы и имеем наибольший за все последние годы спад, еще до всякого углеродного налога. Сами видите: если до начала деятельности ЕАЭС сальдо с ЕС давало Казахстану 36,6 миллиарда долларов, то в прошлом году только 12,0 миллиарда.
Второй по значимости для нас Китай платежный баланс пока не портит: наше сырье в обмен на их товары приносит относительно небольшой, но плюс. А вот с третьим призером - Россией - хроническая беда: крупный торговый минус, вымывающий валюту из Казахстана.
А в целом цифры демонстрируют: модель элементарно выдыхается даже без ковида.
Если кто знает, как оживить основанную на вывозном интересе экономику и как заткнуть торговую прореху с Россией - выходом, например, из ЕАЭС или откочевкой на Марс, пусть поделится. Но есть и такой экзотический вариант: заняться наконец созданием общего рынка электроэнергии, рынка энергоресурсов и финансов. И на этой основе приступить к выравниванию экономического развития на нашем общем евразийском пространстве. А также наладить такое взаимодействие с тем же Евросоюзом и другими внешними партнерами, при котором нам не придется играть по чужим правилам.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы