Земля и то ли воля, то ли неволя
Выборы объявлены, и давайте подарим партиям, всем, такой избирательский наказ: нужен закон о садоводческих товариществах, без которого дальше хозяйствовать уже невмоготу!
Как минимум половина жизни у многих горожан протекает на пригородных дачах. Так не пора ли наладить эту жизнь? Оттолкнусь от своей истории, но она совершенно типовая - любой обладатель пригородной дачи может расцветить ее собственными красками. Итак, мы с женой уже несколько лет как переместились за город. Милости просим, это 31-й километр по верхней Каскеленской трассе, живем и радуемся, но вот как все это управляется…
Все как у всех: еще в советские времена все пригороды Алматы усилиями материнских министерств, заводов, стройуправлений и прочих мехколонн, названия которых запечатлелись в разнообразных “Геологах”, “Дорожниках” и “Автомобилистах”, были обустроены садово-огородными товариществами с индивидуальными восемью-шестью сотками и типовым набором: электроподстанция, столбы с проводами по участкам и какая-то поливная система со своими водозаборами и разводками. Наше, например, называлось “Енбек” и после исчезновения парткомов, профкомов и райисполкомов продолжало благополучно существовать уже в самоуправляемом виде, то есть под властью избираемого председателя, которого, между нами говоря, даже при его искреннем желании легально избрать невозможно - элементарно не обеспечивается кворум.
“Енбек”, например, фактически состоял из трех массивов, растянутых вдоль трассы на несколько километров. А потому всякий, у кого в руках оказывается печать со статкарточкой, может стать пожизненным председателем. Чему сильно поспособствовал закон о потребительских кооперативах, который специфике садовых товариществ ни разу не соответствует, но за неимением иного под него приспособили всю пригородную жизнь.
Всякая же плохо контролируемая власть, всем известно, развращает. А вообще неконтролируемая развращает абсолютно, и истина эта работает далеко не только в государственных масштабах. И в описываемом “Енбеке” накопилось столько вопросов, что люди поняли: надо хотя бы завести отдельных кассиров во всех трех массивах. Такая почти революция случилась в 2012 году, а через год ПК “Енбек” был… умерщвлен. В совершенно законном порядке ликвидирован по суду, хотя суд был несколько странный. Основанием для закрытия послужило непредоставление отчетности. Это как приговорить к расстрелу за незаполненный бланк. Причем провинившейся председательницы на суде вообще не было, поскольку она, с ее же задним числом уверениями, вообще была не в курсе.
Более того, факт ликвидации кооператива остался неизвестным и для его членов. Единственное, что все заметили: прежняя председатель стала вдруг казначеем, а печать и право подписи оказались в руках появившейся в тот момент новой фигуры. И далее тандем, пользуясь именем и реквизитами юридического покойника, благополучно собирал и расходовал взносы, заключал договоры на электро- и водоснабжение. Причем инстанции, со своей стороны, о судебном решении тоже не ведали, разглядеть, что общаются с инферналом, не смогли, а посмотреть, есть ли такое юридическое лицо в районных реестрах, никто не догадался.
Далее, уже в 2016 году, наследницы живого мертвеца регистрируют новый ПК под тем же именем, и готово - не имеющий никаких прав наследования новорожденный опять монопольно забирает все под себя. Но вот эта идея, что деньги лучше собирать и контролировать расходы по массивам, никуда не делась, поэтому в нашем массиве регистрируется ПК “Енбек-2” и пытается вступать в самостоятельные договорные отношения с теми же электриками, но… не получается. Никто не против, но и решения не добиться.
Признаться, не без моей подсказки обратились строго по компетенции в инстанции: районный энергосбыт, акимат, прокуратуру. Вот они, нарушения, надо бы навести порядок, а “Енбеку-2” только и нужно получить договор и право платить за себя. Хотелось посмотреть, что получится. И получили, что ожидали - чистые отписки. Особо хороша от акимата Карасайского района Алматинской области: “По закону о потребительских кооперативах права вмешиваться не имеем”.
И ведь, в самом деле, в законе о потребкооперации так и написано: власти вмешиваться не вправе. Хотя пригородные дачные поселения - это что угодно, только не потребительские кооперативы! А что же это такое? В том-то и дело, что неизвестно.
На практике это уже целый комплекс с садовыми домиками, куда одни дачники приезжают только по субботам-воскресеньям, в других живут все лето. Полно и тех, кто обустроил капитальное постоянное жилье. Плюс вокруг масса так называемых ИЖС. Люди покупают участки, строят собственные дома и как-то сами решают вопросы электро- и водоснабжения.
Фактически вокруг любого крупного города имеется разветвленная жилая садово-дачная инфраструктура, но вся она вне прописанных в законе поселений и вообще где-то сбоку от законодательства. Как бы есть и как бы нет. Поэтому и немудрено, что даже точной статистикой никто не располагает. Например, акимат Алматы считает, что в окрестностях южной столицы всего 27 тысяч дачных участков (см. “Дачный сезон открыт. Но не всем”, “Время” от 29.4.2020 г.).
Тогда как власти Алматинской области уверены, что в прилегающих к мегаполису Талгарском, Енбекшиказахском, Илийском, Карасайском и Жамбылском районах зарегистрировано 805 дачных обществ, за которыми числится 100 030 земельных участков. В 2012 году даже подсчитали количество постоянно проживающих на дачах. Их тогда было 142 345 человек. Это кроме тех, кто приезжает только на весенне-летний период или только по выходным.
При такой статистической погрешности государство, например, прописку в садовом кооперативе признает, а сам кооператив как институт организации пригородного жилья и жизнедеятельности горожан - нет.
Тот же Карасайский район в нашем слышащем государстве. Почему он глух к нуждам самой многочисленной части своего населения, как раз к дачникам? Район немаленький, на территории имеется 47 населенных пунктов и десять сельских округов. И в каждой такой административно-территориальной единице имеется по акиму, хорошему или не очень. Ныне проводится эксперимент по их выборам, пусть он будет удачным. Но со стороны Алматы район заполнен дачными массивами, числом и количеством обитателей во много раз поболее, чем количество поселков и сельских округов. А сюда власти не вмешиваются.
В любом садовом кооперативе обязательно есть своя история, перекликающаяся с нашей, в диапазоне от многолетней безнаказанности председателя-махинатора до постоянных расколов, разборок и бесконечной сменяемости председателей и членов правления.
Нужно ли всем таким поселениям вне поселений преобразование в поселки городского типа со школами и больницами? Вряд ли, это нереально, да и основной массе дачников такого не требуется. Нужны ли свои назначаемые или избираемые акимчики? Точно нет. Но вот что нужно, так это подключение районной власти к участию в организации жизнедеятельности. По треугольнику взаимодействия: вот он конкретный хозяин участка, вот созданное хозяевами жилищно-садовое товарищество, а вот районный уполномоченный, имеющий свою долю власти и ответственности.
Ведь, по сути, что нужно владельцам пригородных дач-домов? Свет, вода, дороги и вывоз мусора. За это они готовы платить напрямую, это и надо расписать по правильной организации. Причем образец уже есть - это газоснабжение. Вообще, газовое отопление - это супер, а каскеленские газовщики работают четко: внутренние разводки, счетчики перед каждым домом, индивидуальный сбор платежей, заявки принимаются и исполняются. Так почему бы акиму не распространить передовой опыт? Пригласить электриков и водников и объяснить им, что подстанции и внутренние электрические сети, как и поливные системы, давно пора, если дачники согласны, забрать себе и наладить нормальное подомовое снабжение.
Кстати, об акиме: целевой закон о жилищно-садовых товариществах, конечно, нужен, но и действующее законодательство ничуть не запрещает вмешиваться там, где давно пора власть употребить.
Пётр СВОИК, обозреватель