2622

Отрицательный результат - тоже показатель

Рабочая группа правительства по пенсионной системе застряла...в системных проблемах накопительства

Отрицательный результат -  тоже показатель
Рисунок Владимира Кадырбаева

Отсветы объявленного в послании президента РФ Владимира Путина разворота правительственной политики на социальный курс и конституционную реформу теперь все плотнее будут ложиться и на Казахстан. А там среди прочего оглашено включение в Конституцию нормы о достойной пенсии и обязательном ее индексировании. У нас же с самого начала транзита тот же социальный аспект тоже стал превалирующим, а внутри него в самом центре пересечения экспертных мнений и общественных страстей оказалась судьба накопительной пенсионной системы.

Действительно, в первом же послании президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА было сказано о возникших в пенсионном накопительстве проблемах, правительству было поручено проработать объединение ЕНПФ с фондами социального и медицинского страхования, а также говорилось о возможности использования пенсионных накоплений на приобретение жилья и образование.

И на первом заседании Нацсовета общественного доверия о пенсионной проблематике в том же ключе говорилось в самом начале. Мы, кстати, об этом тоже не раз писали и смело можем видеть свой вклад в президентскую постановку вопроса. Более того, одно из заседаний рабочей группы, созданной под руководством Бердыбека САПАРБАЕВА (отвечающий за социалку вице-премьер), было специально посвящено рассмотрению публикации “Чрезвычайная тройка” (см. “Время” от 7.11.2019 г.). Нас с вами туда не пригласили, но вырезку со статьей аккуратно распечатали и раздали для осмысления всем членам рабочей группы.

Результат? Нулевым его назвать никак нельзя - он очевидно отрицательный. Из комплексных президентских поручений чиновники вытащили и попытались решить только задачу использования пенсионных накоплений для приобретения жилья, причем “разрешили” это сделать лишь примерно ста тысячам наиболее состоятельных вкладчиков, среди которых уж точно не найдется сильно нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Фактически это провокация: администрация президента заведомо не может принять одаривание богатых ненужной им льготой, одновременно отправив прямой посыл основной массе работающего населения: вам не положено. Равно нельзя и просто положить под сукно такой “продукт” рабочей группы - это значит согласиться с неумением или нежеланием правительства решать ставящиеся главой государства задачи.

Поэтому деятельность рабочей группы вертится на месте. То было объявлено, что больше заседаний не будет и предложения направлены в АП, то решение было отозвано, и рабочая группа опять взялась что-то дорабатывать.

Из последних новостей: в эфире главного казахстанского телеканала советник президента в присутствии ответственных должностных лиц назвал пенсионную систему “корявой” и “абсолютно провальной”. А потому и нам стоит еще раз объясниться.

Напомним, что 20 лет назад накопительную пенсионную систему придумали не мы: ее предложил Всемирный банк, а мы согласились стать первым постсоветским полигоном. Основная задумка - отказаться от советского солидарного принципа и перевести социальную ответственность государства в индивидуальный формат: кто имеет легальную работу и регулярные отчисления - тот и есть будущий пенсионер. Не встроенным же в такую модель остается надежда на детей-внуков.

И второе: увод пенсионных накоплений на внешние финансовые рынки, с которых инвестируется и кредитуется экономика Казахстана, тоже встроенная в мировой рынок. Разумеется, иностранные инвестиции и кредиты доступны лишь субъектам внешнего рынка - экс­портерам сырья и импортерам необходимого для того же сырьевого экспорта оборудования, запчастей и материалов. Внутри же Казахстана ничего не интересующего внешний рынок развиваться не должно. За это отвечает через плавающий курс национальной валюты и удушающие проценты по тенговым кредитам наш родной Национальный банк.

Ну а что получилось на практике, разбираемся по свежей отчетности ЕНПФ, каковая имеется за 11 месяцев 2019 года.

Выплаты из ЕНПФ с января по ноябрь - 186 млрд тенге. А затраты бюджета за те же месяцы по статьям “солидарные пенсии” и “базовые пенсионные выплаты” - 1435+654=2089 млрд тенге. Итого вклад ЕНПФ в пенсионное обеспечение составил 8,9 процента. А до сих пор отдающая социализмом солидарка, от которой правительство более 20 лет мечтает избавиться, так и тянет на себе свыше 91 процента пенсионной нагрузки. Не говоря уже о том, что более-менее существенные накопления в ЕНПФ имеют меньше половины казахстанцев. Объективно говоря, это приговор накопительной системе в ее нынешнем виде.

Далее. К декабрю 2019 года общая сумма накоплений выросла до 10,7 трлн тенге, в том числе с начала года поступило 883 млрд взносов и начислено 653 млрд тенге инвестиционного дохода. Правда, шикарный бизнес: на 186 млрд тенге выплат 883+653=1536 млрд прихода, фактически автоматического! Да еще ЕНПФ и Нацбанк начислили себе 52 млрд тенге комиссионных - тоже шикарно: “накопители” тратят на себя более четверти - 28 процентов - от расходов на вкладчиков!

И насчет прихода. Взносы извлекаются из зарплат. А доход откуда? Здесь так: в 2019 году в государственные ценные бумаги вкладывалось в среднем 42 процента пенсионных активов, средняя доходность по таким бумагам - 9,4 процента, итого как минимум 420 млрд тенге. То есть две трети “инвестиционного” дохода (от 653 млрд) - это поступления не от инвестиций в экономику, а элементарное паразитирование на бюджете за счет уменьшения других его расходных статей.

К примеру, все затраты на культуру, спорт, туризм и информационное пространство в бюджете 2019 года весили 461 млрд тенге. И не выступай бюджет вынужденным спонсором импотентной в смысле реального инвестирования экономики накопительной системы, затраты на культуру и спорт можно было бы удвоить или пустить эти деньги на то же образование либо здравоохранение.

И еще про бюджет. Из него за 11 месяцев на государственные гарантии защиты пенсионных накоплений от инфляции потрачено 4,1 млрд тенге. Сумма относительно небольшая - всего 2,2 процента от выплат из ЕНПФ, но ее смысл более чем значителен: для выходящих на пенсию вкладчиков результирующая деятельность ЕНПФ отрицательна.

Конкретно в 2019 году новые пенсионеры получили лишь 97,8 процента от того, что у них изымали всю трудовую жизнь в виде ежемесячной десятины от зарплаты.

Заметим: эти 4,1 млрд насчитаны даже не в ЕНПФ, а в корпорации “Правительство для граждан” неизвестным и не допускающим возможности проверки способом. И то это компенсация не крошечной доходности, а лишь инфляции, причем ее официальной, явно не обгоняющей реальный рост цен величины.

ЕНПФ и Национальный банк уклоняются от сопоставления начисляемой доходности и накапливаемой инфляции, оперируют лишь общими массами. Получается средняя температура по больнице, да еще размазанная по месяцам и годам, с разным количеством “больных” и “анамнезом”. Но правда такова: накопительная система убыточна.

Выходит, доходность ЕНПФ за 2019 год получилась 6,1 процента. Формально это выше официальной инфляции, но читателям самим судить, насколько выросли цены и стоимость жизни. И еще: по отчетности Нацбанка средняя ставка по депозитам физлиц на срок свыше 5 лет за 2019 год оказалась 7,25 процента. Тогда уж лучше там хранить накопления!

Так вот наша задача - не дать правительству отвернуться от этих разгромных цифр. А как все же наладить полезное для граждан и экономики пенсионное накопительство, обязательно расскажем в следующий раз.

Пётр СВОИК, член общественного совета при ЕНПФ, Алматы

Поделиться
Класснуть