4743

Возрождение из утиля

Появление до конца лета утилизационного сбора на импортную сельхозтехнику вызвало настоящую истерику у части аграриев. Они считают, что новый налог загонит сельское хозяйство в угол, а также вздует цены на главные продукты питания. Есть ли здесь связь? Ситуацию нам прояснил Ержан ИМАНСЛЯМ, руководитель управления машиностроения Мининдустрии и инфраструктурного развития.

Возрождение  из утиля
Фото Владимира ЗАИКИНА

- Итак, скажите, в чем необходимость вводить утильсбор на ввозную сельхозтехнику, против которого сегодня яро выступает Зерновой союз?

- Утильсбор - это шаг к импортозамещению. Он станет преградой для чистого импорта и защитой своего производителя сельхозтехники. Иностранные бренды, чтобы не платить утильсбор, будут вынуждены открывать в Казахстане сборочные производства с высоким уровнем локализации. А пока ежегодно из страны на покупку импортной техники утекает около 180 млн долларов. Кроме того, правительство субсидирует аграриям 25 процентов стоимости приобретаемой техники, как отечественной, так и импортной. А еще предусмот­рена доплата в размере 10 процентов за счет бюджета областных акиматов. Ну и представьте: эти 35 процентов господдержки уходят за рубеж! А могли бы развивать сельхозмашиностроение в Казахстане.

Наши соседи - Россия и Беларусь - ввели утильсбор раньше. Свои рынки они защитили. И мы сейчас не можем им поставить нашу технику, которая подорожает при ввозе за счет утильсбора, а к нам все завозят. Сегодня в России половина используемых сельхозмашин - ее собственного производства, в Беларуси это 90 процентов, в Узбекистане - 80.

Во-вторых, это нововведение сократит поставки в Казахстан импортной подержанной техники, которой также пользуются наши аграрии, и подтолкнет обновление парка сельхозмашин, в том числе за счет произведенных в Казахстане. Сегодня наш парк агромашин состоит из 152 тысяч тракторов и 42 тысяч зерноуборочных комбайнов. При этом 84 процента тракторов и 54 процента комбайнов имеют срок эксплуатации свыше 15 лет! Из них 19 840 тракторов и 2821 комбайн вообще в нерабочем состоянии. Налицо критический износ всей техники!

Ну и, наконец, мы сможем утилизировать отпахавшие тракторы и комбайны, гниющие сейчас во дворах у фермеров. Утильсбор - это как авансовый платеж за будущую утилизацию техники, ею займется ТОО “Оператор РОП”. Сдав старую технику, фермеры получат скидочный сертификат от 1,5 до 3 млн тенге на покупку новой. Таким образом, утильсбор подстегнет аграриев к сдаче отработавшей свой срок техники на переработку. Вот крестьяне говорят: да мы и так сдаем на металлолом. Но, во-первых, там не до конца утилизируют технику. А во-вторых, при сдаче комбайна на металлолом компенсация составляет 300 тысяч тенге, при этом привезти в пункт приема технику должны сами владельцы. Оператор РОП сам приезжает, забирает технику и выдает сертификат. Ну не хочет фермер эту бумагу, он может эквивалентную сумму получить.

- Хорошо, а есть желающие зайти в Казахстан и открыть свое производство?

- Да, многие иностранные компании в настоящее время разрабатывают планы по переносу технологий на нашу территорию. Как только мы заговорили об утильсборе, желание разместить свои заводы в Казахстане выразил мировой концерн по производству тракторов и комбайнов CLAAS (Германия) и Петербургский тракторный завод, который будет выпускать у нас тракторы “Кировец” и комплектующие к ним. Думаю, через год и другие востребованные бренды придут с предложениями организовать здесь сборку. В конце концов, это подстегнет конкуренцию между заводами в Казахстане. Аграрии получат свое­временный сервис и доступный парк запчастей. И это налоги, новые рабочие места и обязательно местное содержание.

- Главные доводы оппонентов: утилизационный сбор повлечет за собой повышение цен на спецтехнику для фермеров и в конечном счете на всю сельхозпродукцию для казахстанцев. Кроме того, аграрии негодуют, что лишатся доступа к такой высокопроизводительной западной технике, как John Deere (США). Что вы на это скажете?

- Давайте проверим на цифрах. Согласно статистике с 2014 по 2018 год казахстанские аграрии в общей сложности приобрели 13 492 трактора. Из этого объема 10 664 единицы были тракторы Белорусского тракторного завода, которые собираются у нас в Семее. Также казахстанцы купили 632 трактора “Кировец” и 245 Buhler. И для сравнения: из западной техники выбрали 151 машину Claas и 317 - John Deere.

А теперь динамика приобретения по комбайнам. За это же время наши аграрии купили 5275 комбайнов, из них 1523 - “Есиль”, 1326 - “Вектор”, 192 - “Енисей” и 415 - комбайны Claas. За этот же период было приобретено 613 машин John Deere.

О чем говорит эта статистика? О том, что сама доля импортной техники, из-за которой поднялась бурная реакция, занимает всего 6-7 процентов - это Claas и John Deere! Львиная доля приходится на бренды, которые выпускаются у нас в Кокшетау, Петропавловске, Костанае и Семее. А скоро и немецкий Claas будет производиться у нас. Поэтому новшество не ударит по мелким и средним фермерам. Подавляющее большинство будет покупать то, что собирается здесь. И 94 процента всей спецтехники не подорожает. Тогда как могут подорожать продукты питания?

- А вы можете объяснить, почему “высокотехнологичная” американская, европейская техника менее популярна у наших аграриев?

- Для среднего фермера импорт­ная техника не по карману и ни к чему. Судите сами: средняя цена трактора компании Claas и John Deere - от 50 до 100 млн тенге, трактор того же класса от Минского тракторного завода - от 7 до 13 млн тенге, тракторы К-700, К-744 “Батыр” - 35-40 млн тенге.

По комбайнам - покупка бренда Claas обойдется в 100-120 млн тенге в зависимости от лошадиных сил, John Deere - от 115 до 145 млн тенге. Для сравнения: комбайны “Есиль”, “Полесье”, “Лида” стоят 39-45 млн тенге, “Вектор” - 45 млн тенге. Это все используемые аграриями машины.

Аграрий думает: либо купить одну импортную спецтехнику, либо 10 отечественных. Да, John Deere - высокотехнологичный, высокопроизводительный, но у нас он не может развернуться на полную мощность. Казахстанские фермеры имеют наделы земли от 5 до 2 тыс. га. Для того чтобы максимально загрузить комбайны класса John Deere и Claas, площадь убираемой территории должна быть минимум 2,5 тысячи га. И за какое время обычный крестьянин с 50-200 гектарами земли сможет окупить комбайн за 110 млн тенге? Кроме того, машины John Deere активно используют в Канаде и США, где урожайность достигает 60 центнеров с гектара. В нашей стране урожайность в лучшие годы доходит до 20 центнеров с гектара.

Сами аграрии говорят, что импортная техника при большой влажности урожая не работает, поэтому ждут, когда земля подсохнет. А “Есиль”, “Вектор” и другие менее чувствительны к влаге.

Кроме того, у завозимой техники дорогое сервисное обслуживание. Если сломался комбайн, приглашают сервисную службу, нередко ждут доставки запчастей самолетом.

И когда оппоненты говорят: вы не даете нам импортную технику брать, то вот, статистика перед глазами: в прошлом году аграрии купили всего 60 комбайнов и 82 трактора John Deere!

Сами иностранные дистрибьюторы любят кричать во всеуслышание, что за счет утильсбора техника подорожает на нереальное количество процентов, и многие СМИ подняли по этому поводу шумиху. Но поверьте, 8-10 процентов утильсбора при маржинальности западных поставщиков, достигающей 20-30 процентов, - это немного. Ну получайте не 20 процентов прибыли, а чуть меньше, но держите цену, чтобы крестьяне покупали и вы сохранили свое присутствие на рынке.

- А теперь ключевой вопрос: хватит ли у нас мощностей, чтобы закрыть потребность аграриев в сельхозмашинах и поддержать обновление парка?

- Годовая потребность казах­станских аграриев - 2500 тракторов и 1000-1200 комбайнов. Если взять каждый наш завод, то и “Агромаш­холдинг”, и “КЗ Вектор” могут производить до 1500 комбайнов. “СемАЗ” и “Композит Групп” могут выпускать по 3000 тракторов. То есть при полной загруженности предприятий мы можем полностью Казахстан обеспечить техникой. Сегодня их средняя загрузка на уровне 20-30 процентов, то есть критически низкая.

Помимо этих предприятий в Костанае недавно запустили производство китайских тракторов Lovol. В Шымкенте ТОО “Kaz Kioti” выпускает южнокорейские тракторы в партнерстве с компанией Daedong Industrial Company LTD - мировым лидером в производстве сельхозтехники. В сотрудничестве с “Ростсельмашем” на базе ТОО “Казахстанская Агро Инновационная Корпорация” производятся тракторы Buhler и комбайны “Акрос”. И это не “примитивная” техника, как любят говорить в Зерновом союзе. Вообще, он во многом передергивает факты.

- А о чем дезинформирует Зерновой союз?

- Например, утильсбор вводится не на всю линейку сельхозтехники, как они говорят, а только на ту, что у нас сейчас производится в достаточном объеме. Если конкретно, то только на кормоуборочные и зерноуборочные комбайны и тракторы. На хлопкоуборочную, рисоуборочную, картофелеуборочную, плодоуборочную технику утильсбор не распространяется. Так же, как и на гусеничную, прицепную и навесную технику. Мы пытаемся защитить тот небольшой рынок, что производим сами. Если мы называем себя аграрной страной, то как может аграрная страна существовать без своего сельхозмашиностроения?!

Зерновой союз также распространяет ложную информацию о ставке утильсбора в 30 процентов. Эта цифра вообще не рассматривалась. Для тракторов он будет составлять 8 процентов, а для комбайнов 10 процентов. Общественность специально вводят в заблуж­дение.

- В Казахстане утильсбор пару лет действует для легковых автомобилей. Можете оценить его эффективность?

- Введение утильсбора привело к постепенному росту доли отечественных производителей. В 2017 году каждый третий купленный автомобиль был казахстанской сборки, в прошлом году - каждый второй автомобиль, а сейчас отечественное авто уже доминирует. В прошлом году мы произвели 32 тысячи автомобилей, за 6 месяцев этого года - уже порядка 25 тысяч авто, то есть мы перевыполняем показатели прошлого года. Кроме того, мы смогли утилизировать порядка 80 тысяч легковых и грузовых машин, которые находились на наших автодорогах сверх своего срока эксплуатации, что угрожало безопасности граждан. Введение сертификатов - 315 тысяч тенге при сдаче старой легковушки, 550 тысяч тенге на грузовые и 750 тысяч тенге на автобусы - стимулировало казахстанцев к покупке новой машины. Так, по данным “Каз­АвтоПрома”, в прошлом году продажи автомобилей отечественной сборки составили 29 931 единицу, каждый четвертый был куплен с использованием сертификата.

Тогжан ГАНИ, фото предоставлено пресс-службой Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть