1835

Ода водопроводу

Правительство обещает полностью обеспечить исключительно всех (!) казахстанцев централизованным водоснабжением. А за краном на кухне, как водится, тянутся стиральная и посудомоечная машины, душ с ванной и, естественно,теплый туалет. Чем не революция ментального сознания?

Ода водопроводу
Фото: photo.i.ua

Если уж мы взялись отслеживать-оценивать деятельность правительства по его юбилейным вехам (см. “Сто дней правительства: курс - на инвестиции”, “Время” от 6.6.2019 г.) и очередным заседаниям, то продолжим. Недавно в кабмине был рассмотрен вопрос обеспечения питьевой водой сельских населенных пунктов - дело более чем нужное! Из 18,4 млн казахстанцев доступ к централизованному водоснабжению имеют 90,2%, или 16,5 млн человек. В этом году планируется увеличить данный показатель до 97%, а в 2023 году - до 100%, то есть полностью закрыть этот вопрос.

В сельской местности услугами централизованного водоснабжения обеспечено 6,5 млн человек, или более 84%. Остальные сельчане для питья используют локальные водоисточники. В этом году планируется увеличить указанный показатель до 88%, а через четыре года, как обещано, все население страны, включая селян, будет охвачено водопроводной инфраструктурой.

“В целях обеспечения малых сел с населением менее 200 человек питьевой водой соответствующего санитарным нормам качества планируется устанавливать комплексные блок-модули очистки воды, это позволит обеспечить 1333 села. Тогда как в 1274 селах с населением более 200 человек будет обеспечено централизованное водоснабжение. Таким образом, 1,2 млн человек в 2607 селах будет обеспечено услугами водоснабжения, соответствующими санитарным нормам” - это цитата-обещание министра индустрии и инфраструктурного развития Романа СКЛЯРА.

Стопроцентное обеспечение питьевой водой на фоне 800 млн человек по всему миру, лишенных такого доступа, - это дорогого стоит.

Откуда деньги? В основном вкладывает государство. Так, в текущем году на реализацию 12 проектов по групповым водопроводам выделено 14,6 млрд тенге, при этом будет построено и реконструировано 1185 км сетей, улучшится водоснабжение в 68 сельских населенных пунктах с общей численностью населения 126,8 тыс. человек.

А вот еще цитата на этот счет того же докладчика: “Мы предлагаем привести нормативы очистки сточных вод к европейским стандартам, что, по мнению экспертов, позволит сократить капитальные затраты до 30%. Будут внедрены энергоэффективные технологии с возможностью производства биогаза и переработки ила. Также субсидировать тариф, чтобы снизить нагрузку на население при реализации проектов ГЧП (государственно-частное партнерство). Это позволит полностью модернизировать КОС (канализационно-очистные сооружения) в городах в течение трех лет”.

В свою очередь министр сельского хозяйства Сапархан ОМАРОВ поведал об ответственном за все такое благое дело: в рамках гос­программы развития регионов, рассчитанной до 2020 года, эксплуатация, строительство и реконструкция групповых водопроводов возложены на единого оператора - РГП “Казводхоз”, в чьем ведении находятся 33 групповых водопровода протяженностью свыше 12 тыс. км. А вообще на сегодняшний день из 6499 сельских населенных пунктов 546 обеспечены питьевой водой из групповых водопроводов “Казводхоза”, остальные - из групповых и локальных систем водоснабжения, находящихся в коммунальной и других видах собственности.

А вице-министр аграрного ведомства Ерлан НЫСАНБАЕВ сделал существенное уточнение: за единым оператором будут закреплены и внутрипоселковые водопроводные сети, и он должен будет обеспечивать подачу воды до каждого конечного потребителя. Читай: до каждого отдельного сельского дома.

Мы же после этого пересказа официальных материалов, выражая всяческую поддержку таким намерениям правительства и искренне желая их осуществления, давайте порассуждаем.

Жилье, в которое воду для питья и хозяйствования носят с улицы - с реки, из водовозки, уличной колонки или еще откуда-то (в данном случае не важно), и дом, в котором есть кран с водой, - это, разумеется, два разных мира. Не только в сугубо бытовом, но даже в ментальном, да чего уж там - мировоззренческом плане! Хозяйка, которая не возится с ведрами и умывальником, а оперирует краном на кухне - это совсем другой человек, с другим уважением к себе. И, заметим, с другими требованиями к окружающей ее действительности. Если есть холодная вода в доме, обязана быть и горячая! Само собой, стиральная машина, а там и посудомоечная. И, само собой, должна быть какая-никакая ванная комната и (конечно же!) ватерклозет - унитаз в доме, а не будка на заднем дворе с дыркой над ямой в земле.

Да и любой из нас - кто привычно выскакивает во двор и вынужден покорно терпеть в такой будке зимнюю стужу и летних мух, и тот, кто с комфортом справляет естественные надобности в удобном домашнем закутке, - совершенно разные люди, разные работники и - поднимай выше - разные граждане!

Дома - это еще что… Сегодня полно школ, где туалет - на заднем дворе. И ребенок, выучившийся в такой школе, лучше всего усвоит одно: из таких родных мест надо валить как можно дальше. Причем привычка обходиться вот так - она даже не столько материального, сколько ментального свойства: такую цену сам себе назначает человек в своем селении и своей стране. Здесь - рубеж, и если государство поможет гражданам перевалить его, то само почувствует принципиально большее само­уважение.

Поэтому результирующее поручение премьер-министра Аскара МАМИНА на том правзаседании - включить обеспечение доступа населения к чистой питьевой воде в показатели результативности работы акиматов - я бы расширил. С областных, районных и всех сельских акимчиков хорошо бы устроить персональный спрос насчет того, сколько сельских домов во вверенном регионе обзавелись за срок его деятельности домашними туалетами.

А поскольку государство все равно вкладывает деньги в сельское водоснабжение (и правильно делает!), хорошо бы озадачить единого оператора “Казводхоз” еще и разработкой (плюсом к упомянутым министром Скляром водоподготовительным блок-модулям) типовых проектов встраивания в дома ванно-туалетных блоков трех-пяти вариантов под разные условия и достаток сельских жителей.

И совсем было бы хорошо наладить производство таких модулей из современных и недорогих материалов, загрузить местный малый и средний бизнес заказами на их изготовление и установку, стимулируемыми государственными субсидиями.

Впрочем, что-то я размечтался, надо бы окунуть голову в холодную воду…

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть