Доходы в мечтах и наяву
Высокие зарплаты всем, качественное образование и прекращение господдержки бизнеса - такие предложения звучали на площадке аналитической группы КИПР, где обсуждали факторы роста реальных доходов казахстанцев.
Несмотря на официальную статистику, свидетельствующую о постоянном росте зарплат населения, реальные доходы казахстанцев за последние несколько лет снизились. Во многом это произошло из-за обесценивания и девальвации национальной валюты - ведь сами мы практически ничего не производим. Это подтверждается данными многочисленных социологических исследований, регулярно проводимых отечественными и зарубежными экспертами.
В частности, согласно исследованию центра социальных и политических исследований “Стратегия”, на конец 2018 года 35 процентов опрошенных семей из четырех человек имели ежемесячный доход в диапазоне 50-100 тысяч тенге, то есть 12,5-25 тысяч тенге на одного члена семьи. Доход еще 36 процентов опрошенных семей составлял 101-200 тысяч тенге, или 25-50 тысяч тенге на человека.
В многодетных семьях дела обстоят гораздо хуже, что подтверждает основную идею исследования о том, что главным фактором бедности выступает размер семьи. По результатам опроса семи процентам семей с четырьмя и более детьми не хватает денег даже на еду, не говоря обо всем остальном. 86 процентов многодетных семей не имеют депозитов в банках, 85 процентов не посещают кафе и рестораны. Причем более трети опрошенных семей из семи человек и более считают, что в Казахстане сейчас серьезный кризис.
Что же делать? Руководитель “Стратегии” Гульмира ИЛЕУОВА (на снимке) считает, что вопроса о том, помогать или не помогать многодетным семьям, стоять не должно: помогать нужно, тем более что в нашем обществе дети являются больше общественным благом, нежели частным.
- Помощь многодетным должна рассматриваться как проект, - говорит она. - Есть критерии эффективности, туда включаются, например, уровень успеваемости детей, которые получают социальную помощь, количество заболеваний, объем оказываемой медицинской помощи. Все эти критерии оценки достаточно хорошо прописаны, их надо знать. Но надо не просто раздавать деньги - нужно понимать, что в обмен семья заботится о своих детях и не позволяет им определенные нарушения.
Рассуждая о реальных доходах казахстанцев, депутат мажилиса от Народной компартии Айкын КОНУРОВ (на снимке) привел данные о том, что по итогам IV квартала 2018 года медианная зарплата (исключает благосостояние экстремально богатых и бедных граждан), более точно отражающая действительность, составила в стране примерно 106 тысяч тенге.
- Столь низкая сумма означает, что люди со средним заработком по факту входят в группу бедных, - считает народный избранник. - И поэтому проблема бедности в Казахстане уже не вопрос доходов отдельных категорий граждан, который можно было бы решить точечными мерами. Это опасный перекос в экономике, масштабное явление “работающей бедности”, что и решений требует соответствующих.
Выход коммунисты видят в повышении качества образования, которому может способствовать только существенный рост зарплат в этой отрасли. Кроме того, по мнению КНПК, необходимо сравнять черту бедности с уровнем прожиточного минимума. Ну а развитие сельского хозяйства позволит этой отрасли стать реальным драйвером экономики.
- Мы уверены, что создание комплексной программы может стать хорошим драйвером для сельского хозяйства, препятствием для оттока валюты из страны, положительно отразится на занятости в реальном секторе экономики и доходах наших граждан, - отметил Айкын Конуров.
кономист Айдархан КУСАИНОВ (на снимке) в свою очередь отмечает, что государство нередко оказывает помощь вовсе не тем, кто в этом реально нуждается.
Речь, в частности, идет о бизнесе, на поддержку которого правительство выделяет огромные суммы. При этом те же льготные кредиты часто достаются предпринимателям, которые запросто могут себе позволить кредитование на рыночных условиях. И льготы эти в итоге работают на владельцев бизнеса, а не на наемных сотрудников, чьи зарплаты не повышаются с ростом прибыли предприятия.
- Надо перестать поддерживать бизнес в том виде, как это есть - льготы, деньги и т.д., - сказал он. - Когда он лишится поддержки, то начнется реальная конкуренция. Тогда будет снижаться прибыль, вернется конкуренция, начнут расти доходы населения именно на системном устойчивом уровне.
Предприниматель Асет НАУРЫЗБАЕВ (на снимке) пошел еще дальше и предложил повысить уровень минимальной зарплаты до 1000 тенге в час.
- Если в Казахстане нельзя будет найти работника дешевле чем за 1000 тенге в час, то мы сразу получим систему, в которой все работники будут иметь деньги для того, чтобы жить не впроголодь и иметь какой-то запас, - пояснил он. - В Кремниевой долине ни в одной кофейне нет уборщиц, там все эти суперуспешные предприниматели сами за собой убирают. Я спросил, почему так, а владелец говорит: уборщица - это 3000 баксов плюс налоги. Вы спросите: как ты сможешь организовать работу, чтобы люди получали не менее 1000 тенге в час? Да очень просто! Отследили же каким-то образом, чтобы паленой водки не было. То же самое нужно сделать, чтобы не было паленых сотрудников. Если где-то сотрудник работает за 700 тенге в час, то его можно оштрафовать. В общем, чтобы был прямой, пусть даже коррупционный интерес полиции на первых порах. Но в целом система работает.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы