Эксперимент удался
Новшество от Минобрнауки обещает решить проблемы почасовой оплаты, поборов в школах и вечных мучений с тарификацией.
- Проект подушевого финансирования среднего образования помог учителям раскрыть их возможности и по-другому относиться к своему предмету. Они начали активно дополнительно заниматься с детьми, что повысило качество образования, - к такому выводу пришла директор школы № 5 Талгара Алматинской области Назым САПАКОВА, где сейчас проходит апробацию новый пилотный проект.
В этом нововведении в Талгарском районе задействованы только четыре школы, а всего по стране 73 учебных заведения. Пилотное тестирование подушевого финансирования школ длится уже четвертый год и имеет хорошие результаты.
- В первые годы было сложно, было очень много вопросов. Но за четыре года изменилось отношение и сознание педагогов. Например, у нас молодой географ была ранее просто урокодателем, но сейчас буквально зажглась! Она стала публиковаться в государственных журналах, организовала поездки школьников в музей, в походы, в заповедники. Но есть в этой программе и вопросы от педагогов: не все получают стимулирующие надбавки к зарплате. Еще у нас есть вопросы к методике: когда бухгалтеры сдают отчеты, им нужны шаблоны. Потому что сейчас внедряются попечительские советы, а они уже будут требовать ведомости по затратам, и нам нужно понимать, как их правильно оформлять. Надеюсь, в МОН решат этот вопрос, - сказала Назым Сапакова в минувший четверг во время презентации проекта “Подушевое финансирование”.
В мероприятии приняли участие вице-министр образования Бибигуль АСЫЛОВА (на снимке), президент АО “Финансовый центр” Аскар ИБРАИМОВ, руководитель управления образования по Алматинской области Даурен ЖУНИСОВ, директора школ, участвовавших в пилотном проекте.
Кстати, несколько слов о проекте.
Подушевое финансирование - это новая система финансирования школ, когда бюджет распределяет деньги в организации образования напрямую, в обход региональных управлений. Это новшество будет внедряться в полнокомплектных школах с 2019 года, а в пилотных колледжах уже с 2018 года.
Для того чтобы педагоги талгарских школ могли свободно рассказать вице-министру образования Бибигуль Асыловой о плюсах и минусах этого новшества, презентация прошла не в Астане, а в Талгаре.
Директора школ сообщили, что большинство учителей начали искать новые пути преподавания. В итоге дети стали чаще выигрывать на районных, областных и даже международных олимпиадах, стал расти средний балл по ЕНТ. Педагоги начали водить детей в походы в соседний заповедник, публиковаться в профессиональных журналах Казахстана и России.
Как отметила Бибигуль Асылова, суть новой системы не только направлена на постоянное улучшение качества образования и повышение эффективности бюджетных расходов, но и положительно скажется на оплате труда учителя.
- Это значит, что учителям будут платить не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности, которые осуществляются ими, - пояснила вице-министр. - В скором времени педагог не будет заинтересован в 27 часах, а доволен будет и 18 часами, потому что надо давать качество прохождения учебной программы.
Оплата труда при подушевом финансировании позволяет администрации привлечь молодых, талантливых учителей в свою школу. Это мощный стимул для самосовершенствования учителей.
В ходе семинара директора школ заявили о своей готовности к переходу к системе контрактных отношений с учителем. Они уверены, что новые методы финансирования повысят самостоятельность школы.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото предоставлено МОН РК, Алматинская область