Таразские каникулы
Концепция развития туристской отрасли РК до 2020 года в действии
А не махнуть ли нам на юг? - подумали ученики 22-й гимназии города Астаны, быстро упаковали рюкзаки, сели на поезд и спустя немного времени были уже в Таразе, где их встречала заведующая отделом областного центра проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий Ольга САГАНДЫКОВА. Это было во время летних каникул. Но впечатлениями от этой поездки столичные ученики делятся до сих пор. И им есть что рассказать своим одноклассникам и друзьям.
Решение о поездке в Жамбылскую область к южным красотам и сакральным местам принимали родители школьников. Взрослые фонтанировали идеями, но все сходились в одном: занять каникулярное время подростков лучше всего приятной и познавательной поездкой, но не в Анталью или на Хайнань (это всегда успеется!), а по родной стране - в Шымкент, Туркестан, Тараз.
- На этом отрезке Великого шелкового пути столько уникальных исторических памятников! - восторгалась Марина ДЮСЕНОВА. - Наши дети будут изучать историю не по учебникам, а живьем, в ходе вот таких экскурсионных туров.
- Правильно, - вторила ей Алия РУСАЛДИНОВА. - Представляете, ребенок вырастет и скажет: “Мам, а ты помнишь, как ты отправляла нас на юг Казахстана, где было столько интересных экскурсий, встреч и знакомств!”
В общем, решили: на юг! Только на юг! А таразский педагог Ольга Сагандыкова предложила отказаться от услуг профессиональных гидов и возложить их функции на… самих детей: “Согласитесь, это ведь здорово, когда 12-летний краевед рассказывает историю родного края своим ровесникам!”
Так в обычном школьном кабинете родился этот проект: “Астана - Тараз. Дети - детям”.
Все новое - это всегда волнительно. И здесь одинаково переживали и старшие, и младшие. Школьников немного страшила непривычная для них роль экскурсоводов: справятся ли? Ну а родителей, конечно, больше волновало, как пройдет путешествие, будут ли их чада сыты и довольны. Но принимающая сторона - организацию культурного и экскурсионного отдыха взял на себя областной центр проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий - заверила: в Жамбылской области живет теплый дружелюбный народ, и там гостям всегда рады.
- Мы впервые встречали группу детей без педагогов, поэтому понимали, какая ответственность лежит на нас, организаторах, - рассказывает директор центра Шарякуль КАШКИНОВА. - Вместе с нашими преподавателями составили насыщенную экскурсионную программу по Древнему Таразу.
И вот долгожданная встреча на жамбылской земле. Мавзолей Карахана, бани Кали Юнуса, Тектурмас - у мальчишек и девчонок просто дух захватывало от всего увиденного в Таразе. А чуть дальше проедешь - и поражают своей первозданностью мавзолей Айша-биби, петроглифы ущелья Малый Карасай, родник Аулие-бастау, что находятся в Жамбылском районе. В Рыскуловском районе встречает загадочное и овеянное легендами древнее городище Акыртас. А какая изумительная природа в Жуалах в Аксу-Жабаглинском заповеднике! Помимо исторических памятников ребята посетили и совершенно новое уникальное сооружение - солнечную электростанцию “Бурное”. Что интересно, перед поездкой в Тараз астанчане всем классом побывали на выставке EXPO-2017, где познакомились с технологиями по разработке возобновляемых источников энергии. А здесь, в Жамбылской области, они воочию увидели парк солнечных батарей в действии, и это было невероятно интересно!
Впрочем, лучше ребята сами расскажут о своих впечатлениях.
- Флора и фауна просто поразили: столько диковинных растений мы увидели, всяких зверюшек, птиц, - не скрывает своего восхищения ученик 11-го класса Артем ТИМОШЕНКО. - Но главное - это здешние жители: таких теплых людей вы не встретите нигде в Казахстане!
- Такое ощущение, что здесь все знают друг друга, потому что все друг с другом здороваются, - отмечает Данила САВЕЛЬЕВ.
- Я думал, что будут какие-то скучные лекции, а получилось совсем наоборот! - вступает в разговор шестиклассник Айтуар РУСАЛДИНОВ. - Не успел я опомниться от поиска петроглифов в ущелье Карасай, как мы уже зарисовывали их на мастер-классе “Послание предков в камне”. В это время на скалодроме нас ждали лучшие альпинисты жамбылской службы ЧС. Потом в парке “Женис” мы стреляли из лазерного оружия - для меня это был сюрприз, ведь я люблю экстремальный отдых! А поездка в Аксу-Жабаглинский заповедник, где мы осуществили переход по перевалу на лошадях, меня просто потрясла. В общем, мое путешествие в Тараз удалось!
- По приезде нам раздали экскурсионную программу, - делится мнением одноклассница Данилы Полина ХВАН. - Смотрю, там сплошные походы в горы, ну, думаю, эта программа для мальчишек. И вдруг конкурс на лучшую прическу, зарисовки на пленэре, рисунки восковыми мелками на цветочной аллее - это было просто здорово!
Не меньше впечатлений оказалось у встречающей стороны.
- Моя мама предложила мне поучаствовать в поездке по области и одновременно побыть экскурсоводом, - рассказывает ученик 6-го класса таразской средней школы для одаренных детей Балтабай МАРГУЛАН. - Хотя сразу я не понял, что это значит, но согласился. Даже не догадывался, что на каникулах мы с мамой будем изучать легенду про Айша-биби, читать книги на эту тему. Очень волновался. Ведь я никогда не был экскурсоводом, да и ребята незнакомые, столичные - будут ли они меня слушать? Но у меня получилось! Я провел занимательную экскурсию у средневекового мавзолея Айша-биби, и астанинские ребята, с которыми мы уже успели подружиться, меня слушали очень внимательно!
- Я родился и живу в Акыртобе, - подключается к диалогу ученик 9-го класса школы села Акыртобе Рыскуловского района Ильфат БАЯЗИТОВ. - С детства слышал истории про Акыртас от бабушек и дедушек. И мы с мальчишками постоянно ездили туда, искали клад, пытались услышать камни. Папино предложение провести экскурсию для детской делегации из Астаны воспринял с воодушевлением! Мы с папой составили план нашей экскурсии и решили, что там, где нужно будет указывать точные данные, мне поможет папа. Экскурсия по дворцовому комплексу прошла на ура. Ребята задавали столько вопросов! Значит, мы смогли их заинтересовать!
- Моя мама - она у меня работает старшим научным сотрудником в музее-заповеднике “Памятники Древнего Тараза” - предложила мне провести экскурсию для школьников из столицы, - говорит восьмиклассница гимназии № 41 имени Пушкина Настя КРОКОШЕВА. - Я очень серьезно отнеслась к этому вопросу: учила, зубрила, повторяла. Волнение мое понятно, ведь едут гости из Астаны, хоть и мои ровесники. А когда увидела ребят, то сразу поняла, что они такие же, как мы. Расслабилась и стала проводить экскурсию своими словами. Наш город очаровывает своим историческим прошлым. Он просто не мог не понравиться ребятам. Теперь я собираюсь в ответную поездку в Астану. Ведь все мы подружились, и так хочется вновь встретиться со своими новыми друзьями!
И эта встреча обязательно произойдет, убеждена главный инициатор и организатор проекта Ольга Сагандыкова.
- Патриотизм - это не абстрактное понятие, он начинается с любви к своей малой родине, к ее степям, горам, рекам и озерам, - высказывает свою точку зрения педагог. - Это как раз то, что имел в виду наш президент, инициировавший программу “Туган жер” - “Родная земля”. С привязанности к малой родине начинается любовь к большой родине - родной стране. И в рамках этой программы должны, я считаю, объединить усилия организации образования и институт семьи. Только так мы сможем воспитать настоящего гражданина и патриота.
На прощание под куполом музея “Коне Тараз” (“Древний Тараз”) прошел обмен подарками и сувенирами. Астанчане подарили дневники к новому учебному году, а юные экскурсоводы оформили для гостей календарь с фотоотчетом об их поездке в Тараз. Все художественные работы школьников были собраны и аккуратно упакованы, и с началом занятий в фойе 22-й гимназии Астаны состоится выставка детского творчества. А на осенних каникулах делегация из Тараза поедет с ответным визитом в Астану. Так что таразцы не прощаются, они говорят: “Астана, здравствуй! Мы едем к тебе!”
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Жамбылская область