Бизнес на платформе
В Казахстане в скором времени появится открытая цифровая платформа для малого и среднего бизнеса, которая значительно упростит жизнь предпринимателям. Миссию перевода услуг для бизнеса в электронный формат взяли на себя АО “Казахтелеком” и Национальная палата предпринимателей “Атамекен”.
На днях в Астане на заседании Астанинского регионального общественного совета по поддержке предпринимательства при партии “Нур Отан” собрались представители АО “Казахтелеком”, НПП “Атамекен”, бизнеса и госорганов, чтобы обсудить проект по реализации открытой цифровой платформы для бизнеса. Уже скоро предпринимателям не придется по крупицам собирать нужную информацию, тратить уйму сил и времени на поиски партнеров или рынков сбыта - все необходимые услуги они смогут получить по принципу единого окна на открытом портале.
Таким образом, сделан еще один шаг на пути к повышению конкурентоспособности и производительности казахстанского малого и среднего бизнеса, которому будут предоставлены инструменты информационных и коммуникационных технологий в виде сервисов и приложений. Как отметил главный директор - руководитель аппарата АО “Казахтелеком”, председатель регионального общественного совета по поддержке предпринимательства Дарын ТУЯКОВ, платформа позволит сократить бумажный документооборот и сроки рассмотрения заявок, избежать дублирования операций. Наряду с этим цифровая платформа откроет для представителей бизнеса выходы на республиканский и международный рынки.
- Для нас важно услышать мнение предпринимателей, ведь цифровая платформа станет информационным фундаментом для казахстанского бизнеса. Для нас же это новый и весьма привлекательный рынок, - подчеркнул Туяков.
Напомним, в начале этого года на заседании республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства с участием представителей АО “Казахтелеком” и НПП “Атамекен” был разработан совместный план по предоставлению первого пула цифровых услуг до конца текущего года. Сервисы в рамках единой платформы будут предоставляться при условии подписки на услуги с абонентской платой. Как отметил Дарын Туяков, цель данного проекта - развивать такое направление, как “бизнес для бизнеса”.
- До этого все меры были предприняты для развития направления “государство для бизнеса”. К сожалению, всего четыре процента предпринимателей информированы о государственных мерах поддержки бизнеса, поэтому, конечно, нужно развивать новые каналы коммуникаций. Мы хотим создать хорошую инфраструктуру для бизнеса, обеспечить доступ к финансовым источникам и хорошим кадрам. Цифровая платформа позволит решать эти задачи. В комплексе данные меры помогут реализовать поручение главы государства по обеспечению 50-процентного участия бизнеса в экономике страны, - заявил Туяков.
На данный момент “Казахтелеком” занимается разработкой, автоматизацией сервисов операторов, входящих в холдинг “Байтерек”. Открытая цифровая платформа появится на базе портала atameken services и будет называться “единое окно мер господдержки”.
- Сейчас идет поиск готовых продуктов по маркет-поясу. Мы считаем, нам не надо изобретать велосипед - на рынке уже есть ряд готовых продуктов, которые мы интегрируем на нашей площадке. “Казахтелеком” будет инвестировать средства в инфраструктуру, сейчас мы ведем соответствующие расчеты, готовим инвестпроект, активно сотрудничаем с IT-сообществом. Встречаемся с бизнес-ассоциациями, чтобы выявить спрос, узнать, какие барьеры, проблемы имеются у предпринимателей, чтобы понять, какие IT-сервисы необходимо создать в первую очередь, - рассказала управляющий директор по информационным и коммуникационным услугам АО “Казахтелеком” Бикеш КУРМАНГАЛИЕВА.
Одним из преимуществ открытой цифровой платформы станет то, что все нужные сервисы будут интегрированы в одной “оболочке” с понятной, актуальной информацией и удобной навигацией. Разработчики платформы планируют создавать фокус группы, устанавливать обратную связь с представителями малого и среднего бизнеса, чтобы в итоге получился действительно народный продукт.
- Пока государственные органы еще не совсем понимают, каким образом они должны выкладывать свои данные в открытом формате. Поэтому мы постараемся с каждым госорганом решить эти вопросы, построить интерфейсы актуализации данных, - поделилась Бикеш Курмангалиева. - Вы только представьте, все логистические компании будут представлены на одном портале. Предприниматели будут иметь возможность выбрать себе партнера, заказывать услуги, оплачивать и тут же получать их. Компании начнут конкурировать между собой за клиента. Конкуренция будет открытой и добросовестной.
Как рассказал начальник отдела сопровождения проектов НПП РК “Атамекен” Сакен ШИНТАШЕВ, Нацпалата разработала реестр юридических лиц - представителей бизнеса, которые успешно пользуются порталом atameken services, включающим на данный момент семьдесят сервисов по поддержке предпринимателей.
- Наша задача - создать единое окно, объединить все закупочные площадки, что обеспечит прозрачность закупок, даст большую информацию о них. Нам необходимо развивать малый и средний бизнес, поэтому сейчас совместно с АО “Казахтелеком” формируем общее видение открытой платформы, - подчеркнул Сакен Шинташев.
Между тем на заседании предприниматели отметили недостаток информации о рынках. Да, у крупного бизнеса есть свои маркетинговые службы, но они не всегда успевают отслеживать быстро меняющуюся информацию.
- Сегодня все предприниматели задаются вопросом, куда вложить деньги. Ситуация в стране и мире меняется постоянно, поэтому необходим системный мониторинг, своего рода бизнес-навигатор. Необходимо налаживать коммуникации, исследовать проблемы малого и среднего бизнеса. Нелишним было бы сделать своего рода портрет потребителей в различных секторах рынка, - поделилась соображениями предприниматель Людмила НАСЕНКОВА.
В свою очередь предприниматель Шерзод ПУЛАТОВ выразил мнение, что переход к цифровизации сделает процесс взаимодействия государства и бизнеса максимально прозрачным, облегчит доступ к информации для обеих сторон, сократит количество подаваемых документов на получение господдержки и сроки рассмотрения заявок. Загвоздкой, по его словам, может стать отсутствие у предпринимателей навыков использования цифровых технологий, поэтому необходимы соответствующие обучающие курсы.
- Это уникальный проект, который объединит несколько бизнес-структур в единый портал, где они смогут в числе прочего обмениваться своими товарами. Сократится время входа на рынок, не потребуется преодолевать много лишних этапов. С помощью цифровой платформы можно будет представить свою продукцию, закупить сырье. На портале будет аналитика, информация обо всех предприятиях-конкурентах, товарах, точках сбыта. Все это позволит предпринимателям развивать свой бизнес, делать его рентабельным, - поделился мнением Шерзод Пулатов.
Участники заседания обсудили задачи по объединению всех мер государственной поддержки по принципу единого окна, автоматизации бизнес-процессов, предоставлению мер государственной поддержки, проведению аналитических исследований для выявления потребностей бизнеса в информационно-коммуникационных сервисах. По мнению разработчиков, открытая цифровая платформа будет способствовать не только поднятию малого и среднего бизнеса на новый уровень, но и развитию цифровой экономики страны в целом.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлено пресс-службой АО “Казахтелеком”, Астана