Объединённый банк сохранит ориентированность на сектор МСБ
На фоне кризиса, который переживает наша страна, Tengri Bank и Capital Bank Kazakhstan одними из первых смогли взвесить существующую ситуацию на финансовом рынке Казахстана и начать процесс слияния двух финансовых институтов. В стратегии банка, возглавляемого Ержаном Шайкеновым, консолидации посвящен отдельный раздел. Сегодня для читателей газеты “Время” он приоткроет завесу “банковской тайны”
- Две недели назад два казахстанских банка Tengri Bank и Capital Bank Kazakhstan официально объявили о своем намерении объединиться. Чем вызвано это решение и от кого исходила инициатива о начале переговоров?
- Инициатива исходила от акционеров обоих банков. Банковский сектор является кровеносной системой экономики и неотделим от нее. Экономический кризис, который переживает наша страна, отразился и на банковской сфере. Идет сокращение деловой активности, платежеспособности населения и прочие сопутствующие процессы, которые логически привели к снижению поля деятельности для банков. Как следствие, идет естественный процесс укрупнения банковской сферы через поглощение слабых или слияние равных. Акционеры банков приняли решение о слиянии, дабы усилить каждый из банков.
Capital Bank силен в инновационных банковских продуктах, Tengri Bank - в мощном финансовом плече его основного акционера Punjab National Bank и развитой филиальной сети. Таким образом, банки усиливают финансовую стабильность посредством удвоения собственного капитала объединенного банка.
То есть в случае Tengri Bank и Capital Bank это слияние равных финансовых институтов.
- Как будет выглядеть процесс объединения на практике? Сколько время займут все процедуры? Обычно объединение - это компромисс. От чего придется отказываться каждому из банков, чтобы стать единым финансовым институтом? Кто в этой связке ведомый, а кто ведущий? На какой стадии сейчас находится процесс объединения?
- Объединение - это сложный процесс, который можно условно разделить на четыре взаимосвязанных и параллельных процесса: юридический процесс, т.е. одобрение слияния советом директоров и общим собранием акционеров каждого из банков, получение разрешений Национального банка и выполнение мириад юридических процедур. Данный процесс может занять 2-3 месяца.
Вторым шагом является объединение клиентской базы и унификация подходов к обслуживанию клиентов, и это должно происходить таким образом, чтобы клиенты обоих банков не почувствовали на себе ухудшения качества обслуживания (4-6 месяцев).
Третий процесс - это интеграция информационных систем. Банк - не что иное, как специализированная IT-компания, в сердце которой находится автоматизированная банковская система. Данный процесс будет самым длительным и займет до 6 месяцев. И самое главное, это “женитьба” команд, пожалуй, самый тонкий и болезненный процесс, который начнется через 2-3 месяца и, в принципе, никогда не должен закончиться, впрочем, так же как и брак.
- Какую нишу и долю планирует занять объединенный банк на рынке финансовых услуг?
- Основное направление деятельности объединенного банка еще будет обсуждаться. Сейчас однозначно одно - объединенный банк, как и Tengri Bank и Capital Bank сегодня, сохранит ориентированность на сектор МСБ.
Скорее всего, банк продолжит вектор развития инновационного банкинга, начатый Capital Bank. Цель банка - стать лидером с точки зрения скорости и качества обслуживания клиентов МСБ и войти в тройку лидеров с точки зрения инновационного банкинга.
- В стратегии АО “Tengri Bank” официально было отражено стремление к консолидации банков. Планируется ли в дальнейшем объединение с другими БВУ Казахстана или зарубежными банками?
- Данный вопрос также остается открытым. В свете консолидации не исключено, что объединенный банк рассмотрит вариант приобретения других небольших банков в случае правильной цены и интереса с точки зрения синергии с приобретаемым банком.
- Каковы отношения АО “Tengri Bank” с зарубежными банками? В частности, хотелось бы уточнить взаимоотношения с индийским PNB. Почему именно с этим финансовым институтом налажено сотрудничество?
- Punjab National Bank принял решение о вхождении в Казахстан в 2010 году и с тех пор с каждым годом усиливает свое присутствие в Казахстане. Будучи государственным банком, Punjab National Bank был выбран правительством Индии фарватером индийского бизнеса в Казахстане. Как подтверждение углубления связей с Казахстаном Punjab National Bank открыл кредитную линию для Tengri Bank в размере 22 млн. долларов США.
Помимо материнского банка в лице Punjab National Bank Tengri Bank расширяет свое сотрудничество с банками ближнего и дальнего зарубежья.
23 марта банк подписал соглашение о сотрудничестве с одним из крупнейших банков Узбекистана - “Асака”.
В начале апреля планируется подписание соглашения о сотрудничестве с Азиатским банком развития (АБР). Tengri Bank будет вторым банком, который начнет работать с АБР в Казахстане в рамках программы финансирования МСБ.
- Сколько банков, на ваш взгляд, должно хватить нашей стране, для того чтобы не исчезла нормальная конкуренция и не пострадали потребители финансовых услуг по причине недостаточности финансовых институтов?
- Из 34 банков Казахстана можно смело исключить около десяти банков, которые не предоставляют полного спектра услуг или являются нишевыми, обслуживающими только своих клиентов. Итого остается 24 банка.
В целом, конечно, с точки зрения концентрации банковский сектор Казахстана будет чрезмерно насыщенным, особенно учитывая, что доля одного объединенного банка составит более 60 процентов всего рынка. Однако в текущих экономических реалиях это, возможно, и правильный курс развития сектора. Сейчас банкам нужно устоять и пережить кризис. Для некоторых акционеров это также хорошая возможность укрупниться, пользуясь текущей конъюнктурой рынка.
Когда экономика начнет расти, количество банков тоже должно будет увеличиться.
- Как вы охарактеризуете нынешнюю ситуацию в банковском секторе? Как скоро этот сектор экономики может оправиться от последствий кризиса и что для этого может потребоваться со стороны государства? Почему Национальный банк не займется по примеру России отзывом лицензий у сомнительных финансовых институтов?
- Банковский сектор является отражением экономической ситуации в стране, и этим все сказано. Особенно это актуально для банков, имеющих багаж проблемных займов с 2005-2008 годов. От государства в лице Национального банка требуется уравнивание экономических возможностей для всех банков. Такой процесс усилит конкуренцию между банками и, как следствие, приведет к улучшению качества обслуживания клиентов и снижению стоимости услуг. Даже конкуренции среди двадцати с лишним банков более чем достаточно. Если этого не случится, начнутся перекосы, и недалек тот день, когда в некоторые банки люди будут ходить как в министерства, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы