Причины мельче последствий,

или Куда дизелит тенге
Ну вот, не успели мы констатировать (см. “Куда мы катимся”, “Время” от 23.7.2016 г.), что растянувшееся с 20 августа прошлого года по февраль нынешнего ошеломительное обесценивание тенге уже выветрилось из людской и бизнес-памяти, сменившись чувством, что “все позади”, как провал курса 26 июля вернул нам весь букет ощущений нестабильности и неопределенности.
Собственно, провал-то получился совсем небольшим - с как бы уже привычных чуть ниже 341 к доллару официальный курс стал чуть ниже 352, но важен сам факт обрушения. Недаром в столичных обменниках доллар поднимался до 364 тенге - надбавка за панику.
Это как в сейсмоопасном городе - народ живет с отложенным ожиданием разрушительного катаклизма и повышенно падок на разные слухи и “точные” прогнозы. А в такой атмосфере небольшие толчки сразу и как бы отменяют большой удар, и напоминают о нем.
Сейсмология же, надо сказать, самая честная из всех точных наук -
прямо так и признает, что заранее предупреждать о землетрясениях не способна. Примерно, как наш Национальный банк - тот тоже не берется предсказывать колебания тенге, зато слухи распространяет исключительно успокаивающие.
Чему (и кому) в таком случае прикажете верить простым получателям тенговых зарплат и пенсий?
Вот, например, сразу после проседания тенге Министерство энергетики объявило о готовности дерегулировать цены на дизельное топливо. Читай - перейти к свободному ценообразованию. В результате чего, это как раз легко прогнозируется, стоимость солярки с нынешних примерно 100 тенге за литр устремится в район 185, как в России, или хотя бы 160 - как в Киргизии.
Из чего многие выводят такую связь: отмена госрегулирования ГСМ есть предвестник новой девальвации. Много ли в этом научного предвидения?
Как сказать. С одной стороны, никакой связи между предстоящим удорожанием “дизеля” и ожиданием падения тенге нет. А есть такие объективные обстоятельства, как наличие единого транспортного и торгового пространства при отсутствии единства в системах ценообразования и налогообложения рынков нефти и ГСМ в Казахстане и России. Плюс отсутствие у нас тех доведенных до современных требований НПЗ, которые с удовольствием заполнили бы сразу наш, российский и другие окружающие рынки более дешевым казахстанским топливом. И еще плюс надвигающаяся уборочная страда, обеспечивать которую предполагается по весенним еще ценам.
В этой ситуации нашему правительству, молящемуся сразу богам и свободного рынка, и рыночного администрирования, но имеющему все меньше ресурсов для удержания регулируемых цен на ГСМ, ничего не остается, как разрешить “дизелю” взлететь.
И здесь, кстати сказать, случившееся понижение курса тенге работает как раз на дополнительное повышение стоимости топлива и поощрение утечек за границу, а не наоборот.
С другой стороны, дерегулирование курса самой национальной валюты становится, к сожалению, эдакой ситуативной разменной монетой правительства и Нацбанка, способом облегчить себе (и сырьевым экспортерам) жизнь, переложить тяжесть кризиса на население и несырьевой бизнес.
Скажем прямо: “свободно складывающийся на рынке” курс тенге - это никакой не закон природы и даже не обязательное правило экономики. Это всего-навсего одна из возможных технологий, в нашем же случае возведенная в ранг идеологической догмы. Причем самое печальное - следование этой догме никакого заранее понятного и очевидно позитивного смысла не имеет. Вот рынок купли-продажи тенге 26 июля слегка качнуло, вызвав легкую (на этот раз) панику. Но если мы посмотрим все сделанные по этому поводу комментарии, начиная с “разъяснений” самого Нацбанка, причины заведомо мельче последствий. Ну да, нефть последнюю неделю слегка дешевела, и рубль тоже, и тенге привычным прыжком это “откорректировал” - но вред-то нанесен несопоставимо больший!
Чуть поуспокоившемуся было населению и бизнесу напомнили: на тенге долгой и твердой надежды нет. Причем напомнил сам Нацбанк. Депозиты под 14% в национальной валюте против всего 2% в долларах - очень даже привлекательно, если… Если бы не девальвация. Тревожное ожидание которой подогреть нетрудно - на дизельном топливе, например.
Пётр СВОИК,коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Пётр Своик