2036

Игра с монополией

 

С 1 января 2017 года будет отменено ценовое регулирование, об этом сообщил председатель комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики Серик ЖУМАНГАРИН. Однако панике не место - тарифы естественных монополий по-прежнему остаются регулируемыми. Названный комитет - КРЕМиЗК - упрощает себе работу только в отношении цен на так называемых доминантных рынках - промежуточных между полностью монопольными и полностью конкурентными. Что, собственно, и предусмотрено в послании: продолжить переход на рыночное ценообразование во всех секторах экономики, создать условия для свободной и здоровой конкуренции, принять отдельный закон об антимонопольном ведомстве.

Поэтому, можно сказать, Серик Жумангарин оказался в передовиках: самым первым отчитался о начале исполнения новых целеуказаний. Но тут вот какая закавыка: регулировать тарифы монополистов - одно, бороться с монополизмом на рынках - совсем другое. И вот на качелях совмещения-разделения этих разных функций наша антимонопольная политика раскачивается туда-сюда уже два десятилетия.
Сошлюсь на собственный опыт. В 1993 году я возглавил созданный тогда же антимонопольный госкомитет, который был полноценным министерством, и занимались мы именно демонополизацией экономики. Получалось, честно сказать, плохо, потому что тогдашнее правительство держало курс на монополизм, преобразовывая министерства в холдинги. Года через два такой упорной и малорезультативной борьбы меня пригласил президент и спросил, не отдать ли возглавляемому мною комитету зависший в неопределенности госкомитет по ценам при бывшем Госплане. Я ответил так: по-хорошему эти функции надо разводить, но для начала объединение будет правильным. И мы стали называться госкомитетом по ценовой и антимонопольной политике, по-прежнему пытаясь идти против фактически монопольного курса правительства.
Собственно, за это я и вылетел из своего кресла: министр не должен вставлять палки в колеса премьеру. А вскоре после меня тот госкомитет расформировали, разделив на два, но статусами пониже. Причем если Агентство по регулированию естественных монополий оставалось на слуху - все-таки тарифы повышало, то что такое Агентство по защите конкуренции, мало кому и известно-то было.
А ведь в защите конкуренции важно не столько составлять реестры доминантов и контролировать их цены, не столько выявлять ценовые сговоры и штрафовать за них, сколько добиваться правильного структурирования данного рынка, удаляя с него искусственный монополизм, ненужное посредничество.
К примеру, рынок ГСМ у нас - от добычи нефти до розничных АЗС - это прямо-таки образцовое “антипособие” с точки зрения разрывов сквозной технологической и логистической цепочки между разными собственниками и коммерческими интересами. На таком рынке контролировать цены бесполезно - замучаешься и запутаешься даже не в ценовых сговорах, а в хитросплетениях нужных и ненужных связей.
Или взять рынок электроэнергии. Это же просто безобразие, что творится на так называемом оптовом и розничных рынках вразрез всему написанному в законе об электроэнергетике!
А в целом, будем откровенны, подлинно конкурентных рынков у нас совсем мало, поэтому прежде чем закрывать реестры доминантов, надо бы зачистить многие важнейшие сферы от искусственного монополизма. Для чего нужно не только самостоятельное антимонопольное ведомство - нужны такие его статус и руководство, которые позволят пойти против очень крупных интересов очень немаленьких лиц и группировок.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть