Отсель никак не видно сель
Когда в четыре утра от звонков разрывается мобильный телефон - приятного мало. В сонную голову сразу лезут нехорошие мысли, а сердце екает от страшных предчувствий. “Срочно собирай детей, возьми документы и уезжай скорее подальше от гор! - услышал я в трубке взволнованный голос сестры. - По ватсапу идет рассылка, что на город идет сель. Идет с вашей стороны! Мы уже выехали, на дорогах десятки машин”.
Присланные сестрой фото и видео вмиг рассеяли остатки сна. Выглянул в окно: во дворе дома (я живу на перекрестке Шаляпина - Саина) безлюдно, машины стоят, окна в соседних домах темны.
“Что-то здесь не так...”.
Залез в Интернет. Все спокойно. Нашел два сообщения о том, что в Наурызбайском районе подтопило дома. В оперативной сводке на сайте комитета по ЧС МВД ничего пугающего. В левом верхнем углу мигает “Экстренная информация”. Кликаю - сообщение, датированное 20 июля: “В горах Алматинской области возможно селеобразование”. Включаю телевизор и радио - никаких сообщений. С домашнего телефона начинаю методично звонить по всем номерам экстренных служб, указанным на сайте акимата Алматы.
“Вы позвонили в полицию. Пожалуйста, оставайтесь на линии, вам обязательно ответят”, - сообщил мужской голос. Жду пять минут, десять - не отвечают. Набираю “112” - занято. На часах - 4:15. Начинаю нервничать, звоню на “188” - если платная справочная служба не в курсе, то хотя бы подскажут, куда звонить. “Все операторы заняты, вам обязательно ответят” - на сей раз голос автоответчика женский, но результат тот же!
А мобильник надрывался, получая сообщения по ватсапу от друзей и знакомых: картинки и видео приходили все страшнее и ужаснее. Стоп! А это видео, кажется, я уже видел. Присматриваюсь. Точно: в Карачаево-Черкесии в начале месяца прошел сель, видео - оттуда! Кому-то делать нечего?!
А телефоны спецслужб все также глухо молчали, на сайте акимата города - ноль информации. Никаких оповещений от операторов мобильной связи - ни от Kcell, ни Beeline, ни Tele2 (забегая вперед, замечу: рассылка “подоспела” только в 15:20 - “Угрозы наводнения нет”). Короче, информационный вакуум. Единственный источник новостей - социальные сети.
“Сель сносит весь Наурызбайский район! По Белинского на выезде из города все на улицах стоят. В машинах. С вещами. С заставы, которая находится выше БАО, был звонок, плотина БАО, возможен прорыв” - запись в “ВКонтакте”. “Если вы близко к району затопления, срочно собирайте вещи и покиньте дом” - Facebook. “Одну плотину прорвало, вторая уже трещит. Все, кто живет на Саина - Жандосова, бегите как можно быстрее!” - голосил “Мой мир”.
Между тем информагентства давали скудную информацию, судя по которой не так страшен сель, как его малюют соцсети.
Наконец удалось дозвониться в полицию.
- Спите спокойно, - сказала мне девушка на том конце провода через три минуты ожидания. - Подтопления есть, но прорыва плотин нет. Опасности для района вашего проживания нет.
Утром на всех радиостанциях передавали сводки с зоны подтопления и активно цитировали советника акима Алматы Сергея КУЯНОВА: распространителей фейковых видеороликов и нагнетателей паники будут искать. Если найдут, то, по словам адвоката Михаила КЛЕНЧИНА, могут впаять до 10 лет лишения свободы по статье 274-й Уголовного кодекса.
И тут я призадумался. По словам тех, кто в спешном порядке покидал город, им о селе сообщили знакомые, родственники, коллеги по работе, которым, в свою очередь, слили информацию сотрудники из... городского ДЧС! И знаете, мне эта версия представляется правдоподобной. Жителям подтопленных районов во время селя наверняка было не до ватсапа. Но даже если несколько человек и разослали эту информацию, такую волну паники, чтобы образовались автомобильные пробки на трех выездах из города, они поднять бы не смогли. Значит, были и другие, те, кто знал о ситуации. Может быть, тогда правоохранительным органам стоит искать паникеров и провокаторов среди своих, а также сотрудников акиматов, ДЧС, пожарных, медиков, то есть среди тех, кто владел оперативной информацией о селе?
А еще мне в голову пришла мысль о том, что городу явно не хватает какого-то единого Центра оповещения населения. Мы все ежемесячно платим злосчастные 70 тенге службе спасения. Если учесть, что в городе полтора миллиона населения и платит эту сумму из них хотя бы четверть, то получаются нехилые 26 млн. ежемесячно! Куда уходят эти деньги? А если не хватает и таких денег, я готов платить вдвое-втрое больше, пусть спасатели получают 50-80 млн. тенге ежемесячно - только пусть будет при этом Центр оповещения, чтобы любой человек мог позвонить туда в любое время суток, дозвониться и получить достоверную информацию. И, возможно, есть смысл восстановить советскую систему оповещения - те самые радиоточки и громкоговорители. Быть может, тогда не будет тех панических сообщений по ватсапу и в соцсетях. А полиции не придется тратить время и силы на их поиски вместо того, чтобы заниматься своей прямой обязанностью - бороться с преступностью.
Впрочем, тут возникает другой вопрос: а есть ли у нас в городе хоть кто-то, кто может своевременно предупредить о надвигающейся беде? Поговаривают, что дом самого начальника ДЧС Алматы Берика КУТПАНОВА оказался в зоне подтопления. Правда это или очередной фейк, узнать у самого Берика Сатынбаевича не удалось. Как только он услышал, что звонят из газеты “Время”, тут же бросил в трубку: “У меня совещание” - и отключился. Остается надеяться, что дом главного спасателя города в целости и сохранности. Ведь если это не так, то как можно рассчитывать на достоверность тех же SMS от ДЧС: “Угрозы наводнения и селя нет”?!
Руслан Бахтигареев, Фото Романа ЕГОРОВА, Алматы