4127

Никто ни в чём не виноват?

В Алматы сохраняется режим чрезвычайной ситуации, введенный в минувший четверг акимом Ахметжаном ЕСИМОВЫМ в связи с обрушившимся на город в ночь на 23 июля селевым потоком. По словам заместителя министра внутренних дел Владимира БОЖКО, режим ЧС будет действовать до ликвидации последствий стихийного бедствия.

Основной удар стихии принял на себя новый Наурызбайский район, в частности, микрорайоны “Курамыс”, “Таусамалы” и “Карагайлы”. Кроме того, подтоплено 127 домов в микрорайоне “Алгабас” в Алатауском районе. Селевой поток оставил после себя ужасающую картину: землю покрыл толстый слой жидкой вязкой грязи, всюду валяются огромные булыжники, размыты дороги, повалены деревья, повреждены дома и машины. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Хотя пострадавшие, несмотря на первые заявления чиновников об их отсутствии, все же есть. По последним данным комитета по ЧС МВД, за медицинской помощью обратились 78 человек, из которых шестеро были госпитализированы в ГКБ №7 в Калкамане с ушибами, ссадинами, переломами и переохлаждением из-за долгого пребывания в воде.
С места ЧС были эвакуированы 1036 человек, которых разместили в школах №176 и 186 и обеспечили водой, питанием и спальными местами. Впрочем, уже после обеда в четверг большинство из них вернулись домой, чтобы приводить в порядок жилье, а остальные предпочли разъехаться по родственникам - в пострадавших районах нет света, газа и воды. Кроме того, люди опасались мародерства, ведь многие ночью в панике бежали из своих домов, не успев даже запереть двери. Что касается ущерба, то его властям еще предстоит оценить. Но уже сейчас понятно, что 100 МРП, которые городские власти решили выделить каждой пострадавшей семье в качестве компенсации, будет мало: люди лишились автомобилей, хозпостроек, садов, огородов, а также домашних животных. Немалые средства придется затратить и на ремонт поврежденных или подтопленных  домов.
В ликвидации последствий стихийного бедствия задействовано 1748 человек, 308 единиц техники и три вертолета. Работают в Наурызбайском районе и волонтеры, однако этого недостаточно - многие жители жалуются, что не могут дождаться помощи и вынуждены действовать своими силами. Возмущены люди и тем, что об опасности их никто не предупредил.
- Никакого оповещения не было, - рассказывает жительница микрорайона “Курамыс” Акжан ОРЫНБАС (на снимке). - Около двух часов ночи на улице начали кричать соседи: выходите, идет сель! Мы проснулись и услышали гул и звук уезжающих машин. Потом запах какой-то почувствовали. Мы быстро собрались и убежали вниз, но поток нас догнал. Еле-еле добрались до безопасного места. Около пяти часов утра дети возвращались, смотрели - сель к тому времени уже прошел. Наш дом стоит в воде, подвал полностью заполнен, в огороде грязи по колено. Помогать некому. Мы пошли в акимат, хотели оставить заявление, что мы пострадали. А нам говорят: подождите, сначала увидим, что у вас, потом примем заявление. Я не пойму: почему бы сначала не принять заявление, а смотреть потом? Я не знаю, что делать!
Селевой поток, наделавший столько бед, случился в результате прорыва моренного озера Безымянное, расположенного на леднике Каргалы. Говоря о причинах происшествия, вице-премьер Бердыбек САПАРБАЕВ, экстренно прибывший вместе с замглавы МВД Владимиром Божко в Алматы, заявил:
- Это стихийное бедствие. Главная причина - это резкое потепление и таяние ледника, который находится на высоте 3500 метров. Мы там были, на сегодняшний день (23 июля. - М. А.) никакой опасности нет. После этого спустились на плотину, посмотрели ее - там воды нет. Конечно, ночью там было много воды, около 40 000 кубометров, высота доходила до 12-15 метров. А высота плотины 28 метров - она выдержала. Обстановка стабильная, все меры принимаются. Беспокоиться населению не о чем. Мы постараемся быстрее восстановить нормальную ситуацию. Работа будет на постоянном контроле правительства и акимата.
Бердыбек САПАРБАЕВ (на переднем плане - второй слева).Что касается компенсаций, - продолжил замглавы кабмина, - то будет создана специальная комиссия городского акимата, которая изу­чит каждый дом, каждую семью, посмотрит, какой ущерб, и с учетом действующего законодательства со стороны акимата будет оказана помощь. Если нужна помощь со стороны правительства, она тоже будет оказана, - заверил Бердыбек Сапарбаев.
В свою очередь Владимир Божко сообщил, что сотрудники ЧС следят за состоянием других моренных озер, расположенных в горах Заилийского Алатау.
- Мы специально оставили здесь для этого четыре вертолета, - сказал он. - Периодически облеты делаем. Плюс у нас выставлены везде посты “Казселезащиты”, которые осуществляют соответствующее наблюдение. На озере №6, о котором все время говорится, запущены сифоны, они сбрасывают воду. Озеро №11-бис тоже пока угрозы не представляет.
- Когда последний раз проверяли Безымянное?
Владимир БОЖКО.- На прошлой неделе облетали. Вся сложность заключается в том, что оно (видимо, селевой поток. - М. А.) не прорвало плотину, которая его держала, а протаяло через ледник и выклинилось на 200 метров ниже по течению. Дно мы никак не можем проверить. Сейчас вода практически ушла, то есть проблем нет. Что касается ликвидации последствий, то это, судя по всему, займет достаточно много времени. Мы проехали, посмотрели - очень большой вынос камней. Получилось так, что камни, которые шли с потоком, остались перед плотиной, а вот эти камни (оказавшиеся на городских улицах и во дворах жителей. - М. А.) - это уже те, которые собрало ниже. Там (в горах. - М. А.) в свое время не упорядочили русло, поэтому все это вместе с камнями вынесло сюда.
К слову, селеопасная ситуация в горах Алматы и Алматинской области 24-27 июля сохранится, сообщил городской ДЧС: синоптики прогнозируют сильную жару, и из-за таяния снега и ожидающихся осадков на горных реках возможны паводки и сели.
Тем временем полиция Алматы пытается вычислить распространителей слухов об угрозе повторного схода селя, вызвавших панику среди населения. По словам руководителя пресс-службы ДВД Салтанат АЗИРБЕК, злоумышленникам грозит штраф 5000 МРП либо ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Однако многие считают, что причиной паники стало отсутствие достоверной информации о произошедшем. “Почему не было смс-рассылки от ДЧС?” - задаются вопросом алматинцы. Ответ на него дал и. о. председателя комитета по ЧС МВД Серик АУБАКИРОВ, сообщивший, что операторы мобильной связи отказались рассылать сообщения об отсутствии угрозы разрушения плотины и повторного наводнения, которые чеэсники просили отправить абонентам Beeline, Kcell, “Теле2” и “Алтел” в 4.39 и 5.13 утра 23 июля.
- Видимо, здесь какая-то неинформированность либо недобросовестность операторов, которые дежурили в это время. Сами смс-рассылки ушли несколько позже, когда на местах появились руководители этих организаций, - сказал Серик Аубакиров в четверг на брифинге в Астане.
Между тем сотовые операторы отвергают обвинения в свой адрес. Дело в том, что между ДЧС и всеми операторами мобильной связи действует единое соглашение по организации оповещения об угрозе жизни и здоровью людей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, согласно которому они бесплатно предоставляют специальный канал для рассылки смс-оповещений. И в этом соглашении четко прописаны шаблоны сообщений, отступление от которых влечет серьезную ответственность.
- 23 июля в 4.41 было получено уведомление по электронной поч­те с адреса ДЧС на электронный адрес уполномоченного отдела мониторинга технической дирекции “Tele2”: “23.07.2015 г. г. Алматы, угрозы разрушения селезащитных плотин нет”, - прокомментировал пресс-секретарь “Теле2” Олжас БИБАНОВ. - Данное сообщение не было разослано абонентам, поскольку текст предлагаемого сообщения для смс-рассылки не соответствовал типовому тексту смс-сообщений, утвержденному в соглашении, о чем ДЧС было сразу же проинформировано. Сразу после получения согласованного текста смс-оповещения от ДЧС мы начали рассылку.
О том, что смс-сообщения ДЧС не соответствовали шаблону, сообщили также пресс-службы Kcell и “Алтел”. Так что, по мнению пресс-секретаря Beeline Алексея БЕНДЗЯ, необходимо вносить изменения в существующее соглашение между ДЧС и операторами мобильной связи.
- То есть помимо угрозы чрезвычайной ситуации нужно еще говорить об отсутствии угрозы, чтобы успокаивать людей, - сказал он. - Плюс, думаю, можно подумать над схемой эффективного взаимодействия между чеэсниками, операторами связи, СМИ, руководством регионов.
Не наше это журналистское дело - искать правых и виноватых, но факт: у нас в большинстве случаев начинают размахивать кулаками после драки, и редко кто признает свои ошибки. А “плоды” недоработок и упущений пожинают простые люди.
Ну и напоследок - штрихи к работе некоторых чиновников. Несмотря на все заверения, что работают они слаженно и оперативно, в реалии мы увидели совсем другую картину. В акимате Наурызбайского района, где, по словам властей, создан оперативный штаб, в четверг днем об этом не знали: нас отправили в стоявший через дорогу грузовик к сотрудникам ЧС, которые тоже не смогли ничего объяснить. Пришлось вернуться, однако обещанной информации нам так и не предоставили, посоветовав обратиться в городской акимат. Но апофеозом некомпетентности стала сотрудница акимата того же района: на вопрос, где можно найти представителей “Казселезащиты”, она захлопала глазами и беззастенчиво спросила: “А что это такое? Что-то с кабелями связанное?”.
Помимо этого нам вместе с коллегами из других изданий пришлось несколько часов ждать брифинга с участием Бердыбека Сапарбаева и Владимира Божко, причем место его проведения переносилось раз 10! Смутило и то, что рабочие гораздо большее внимание удаляли расчистке дорог, по которым должен был проехать кортеж членов правительства. Удивили расслабленные пожарные, отдыхавшие в своих машинах, а также то, что полицейских в зоне бедствия было очень мало - хотя именно в их компетенцию входит охрана пустых домов от мародеров. Напрашивается почти риторический вопрос: а что будет в случае ЧП более серьезного масштаба?..

Мадина Аимбетова, Фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

 

Комментарий в тему

Борис СТЕПАНОВ, ведущий сотрудник департамента изменений климата и водных проблем РГП “Казгидромет”:
- Каких-то прогнозов я бы не стал делать. Ситуацию можно сравнить с человеком. Вот перед вами сидит с виду здоровый человек, вы не знаете ничего о его болезнях, да и сам он может ни о чем не подозревать. Причем довольно долго - вплоть до четвертой стадии рака. Примерно то же самое и с моренными озерами. Они существуют десятки лет, и все эти годы там идут различные процессы - формируются подземные каналы, идет таяние льда и т. д. Никогда нельзя точно знать, что произойдет. Поэтому я считаю, что с этими озерами нечего возиться - надо их просто управляемо опорожнять.
- Почему же этого не делают?
- Наверное, потому, что это дорого. Хотя это дешевле, чем потом разгребать последствия ЧС.

 

Когда верстался номер

Комитет по ЧС МВД сообщил, что в зоне бедствия продолжаются аварийно-спасательные работы. В частности, из подвала школы №192 откачано более 40 кубометров грязевой массы, расчищено 25 дворовых территорий, спасены две головы крупного рогатого скота, из затопленных участков эвакуировано четыре единицы частного автотранспорта. Продолжаются работы по расчистке русла реки Каргалы. Улицы в целях предотвращения мародерства патрулирует Национальная гвардия.
Селевым потоком разрушено семь мостов и пешеходных переходов, из них три препятствуют проходу населения, еще три имеют объездные пути, один мост в аварийном состоянии: подмыт фундамент, есть угроза обрушения. Смыто 27 опор линий электропередачи, без электроэнергии остались 3000 абонентов.

Поделиться
Класснуть