Крен маржовый,
или Почему казахстанцы предпочитают отовариваться в России
С момента запуска Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прошло всего-то 20 дней, а мы уже вовсю пользуемся его благами - в массовом порядке закупаем в России товары народного потребления. Если поначалу казахстанцы приобретали в РФ преимущественно бытовую технику: телевизоры, холодильники, стиральные машины и тому подобное, то позже спрос охватил и автомобильный рынок. Всплеск покупательского интереса наших соотечественников в соседней стране обусловлен в первую очередь, конечно же, падением курса рубля. А во вторую, и это приятно удивляет, - разумной ценовой политикой. Не в пример, увы, той, которой придерживаются наши предприниматели и бизнесмены. Есть и “в-третьих”... Но давайте обо всем по порядку.
Политолог Марат ШИБУТОВ на своей странице в социальной сети Facebook с сарказмом, но весьма справедливо заметил по этому поводу: “Никто из людей, кто три года назад нудил: “Из-за Таможенного союза у нас подорожали машины”, сейчас не сказал публично: “О, из-за евразийской интеграции мы накупили дешевых машин в России и даже НДС не надо платить!”.
Действительно, с нового года в стране действует норма закона, согласно которой при импорте товаров из государств - членов ЕАЭС не взимаются косвенные налоги. Это правило распространяется на те товары, которые граждане ввезли для личного пользования. Соответственно, на автомобили, ввезенные в Казахстан после 31 декабря 2014 года из других стран - участниц ЕАЭС, налог на добавленную стоимость (НДС) взиматься также не будет.
Понятное дело, что наши предприимчивые граждане не могли не воспользоваться таким “подарком судьбы”!
- Как только заработал ЕАЭС, мы с одноклассниками решили скинуться и поехать в Россию за машинами, - поведал свою историю автошопинга мой приятель Айбек. - Ездили в Тюмень уже два раза. Привезли 10 машин. Туда по земле можно добраться двумя способами: на поезде из Астаны до Петропавловска, а оттуда уже попутками до Тюмени; либо из Алматы проехать на поезде до Кургана, а там уже автобусом или маршруткой до пункта назначения. В Тюмени мы купили машины в автосалонах, там же получили ПТС (паспорт технического средства) и оформили страховку на 10 дней. Это обязательное требование автосалона. Затем в дорожной инспекции получили транзитные номера. Госпошлина и страховка обошлись нам примерно в семь с половиной тысяч рублей - это чуть больше 20 тысяч тенге. В ГИБДД вся процедура получения номеров заняла чуть больше часа.
Оформив все документы, поехали в Петропавловск, - продолжил собеседник. - Добирались с помощью GPS-навигатора. Из Тюмени до Петропавловска есть две дороги: одна короткая, другая длиннее на 30 километров. Поехали той, что длиннее, так как она ведет на пограничный пост, где практически никого нет. Там рады любому проезжающему. Пока передвигались по России, проблем у нас никаких не было. Гаишники там стоят редко, а не как у нас - через каждые 10 километров. Да и люди там доброжелательные - фарят, предупреждают, что впереди пост. На казахстанской границе круглосуточно работают страховщики. Там мы купили страховку на 10 дней за 600 тенге, чтобы спокойно доехать до Алматы. Потому что сотрудники дорожной полиции ловят всех транзитников именно на отсутствии страховки. Из Петропавловска проехали до Кокшетау, оттуда по автобану до Астаны, где наняли автовоз за 50 тысяч: ехать из столицы до Алматы своим ходом на новой машине - только ходовку гробить.
В результате мы очень здорово сэкономили, - резюмирует Айбек. - В Алматы новый Mitsubishi Outlander стоит 32-34 тысячи долларов, а в Тюмени - 20 тысяч. У нас Mitsubishi ASX обойдется в 25 тысяч долларов, а в Тюмени - 15 тысяч. Расходы на дорогу и доставку с учетом автовоза у нас обошлись примерно в 700-800 долларов. В любом случае вышло гораздо дешевле! Причем дешевле даже несмотря на то, что все автосалоны в России подняли цены на 10 процентов с декабря прошлого года. Но за тот же период рубль девальвировал гораздо больше, чем на 10 процентов. Я тут подсчитал, что, несмотря на повышение цен, машины из-за девальвации рубля стали дешевле на 2 процента.
По словам Айбека, единственная проблема в России - найти автомобили Toyota, Subaru и Lexus, так как их уже давно скупили казахстанцы.
Мы решили перепроверить, действительно ли у нас с Россией такая разница в ценах на автомобили. К тому же на прошлой неделе казахстанский автомагнат Нурлан СМАГУЛОВ заявил (в интервью Forbes.kz), что отечественные автодилеры работают практически в убыток:
- На самом деле маржа казахстанских дилеров на бюджетные модели не превышает $500-600, а на модели бизнес- и премиум-сегмента составляла не более 6-7 процентов. В настоящее время маржа сократилась до 3-4 процентов и будет сокращаться дальше. В отдельных случаях мы продаем машины с нулевой маржой или даже в убыток (выделено мной. - Р.Б.), рассчитывая, что сервис и реализация запчастей, а также долгосрочное сотрудничество с нашими клиентами выведут нас на безубыточный уровень: так работают все автодилеры в мире.
Проштудировав сайты российских и казахстанских автосалонов, мы получили примерную картину по стоимости некоторых машин (смотрите диаграмму). Как видите, ценовая разница на некоторые авто превышает 10 тысяч долларов по сравнению с Россией и Белоруссией.
Как тут не вспомнить слова акима Восточно-Казахстанской области Даниала АХМЕТОВА о том, что низкие цены на товары в России - повод задуматься казахстанским бизнесменам!
- Российский товар сейчас по низким ценам - это во благо нашим людям, - отметил Даниал Кенжетаевич в интервью журналистам. - А предприятиям местным нужно создавать конкурентоспособные товары, представить достойную альтернативу.
К этим поистине золотым словам остается только добавить, что отечественным бизнесменам нужно не только научиться создавать конкурентоспособные товары, но и поумерить свои аппетиты и не брать грех на душу, заявляя, что казахстанские автодилеры работают с нулевой маржой.
Кстати, по словам Айбека, гарантия на автомобили, купленные в России у официальных дилеров, распространяется и на Казахстан. Во всяком случае, автомобили Nissan, привезенные Айбеком со товарищи, успешно были поставлены на учет в одном из алматинских сервисных центров.
И еще немного полезной информации. Как сообщил на днях комитет административной полиции МВД Казахстана, “на территории ЕАЭС подлежат свободному обращению транспортные средства, ввезенные или произведенные в Республике Армении с 1 января 2015 года, а в Киргизии - с 5 мая 2015 года”.
А вот что по данному поводу говорится на сайте Центра сертификации и таможенного оформления Евразийского экономического союза:
“Из плюсов вступления в ЕАЭС стоит отметить, что растаможка авто из Киргизии (равно как и растаможка авто из Армении) в связи с вступлением страны в ЕАЭС не потребуется. Причина проста - договоренность о свободном передвижении товаров внутри союза. По аналогии с Белоруссией и Казахстаном приобретение автомобиля в Киргизии или Армении станет очень выгодным делом”.
Ваш ход, господа отечественные бизнесмены!
Сравнительная стоимость автомобилей в автосалонах Казахстана, Белоруссии
и России в январе 2015 г. ($)
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, инфографика автора, Алматы