5194

Бакс-бакс - и мимо?

Министерство национальной экономики Казахстана совместно с Национальным банком подготовили пакет мер по сохранению устойчивой финансовой ситуации и дедолларизации отечественной экономики. Вечером в среду, 24 декабря, на сайте government.kz было опубликовано совместное заявление правительства и главного банка страны об основных направлениях экономической политики на 2015 год.

“В 2014 году наблюдалось ухудшение внешних факторов для развития экономики Казахстана, - говорится в заявлении. - Произошло общее замедление экономического роста в мире и рост геополитической нестабильности в связи с событиями вокруг Украины. Ввод взаимных санкций между Россией и странами Европейского союза с США привели к падению темпов роста в России и дестабилизации макроэкономической ситуации. На фоне укрепления темпов роста валового внутреннего продукта США, сворачивания третьей программы федеральной резервной системы по количественному смягчению происходит укрепление доллара США и повышение процентных ставок. В результате указанных факторов, а также на фоне роста добычи сланцевой нефти в США произошло снижение мировой цены на нефть марки Brent со 115 долл./баррель в конце июня 2014 года до 63 долл./баррель на 22 декабря 2014 года (на 45,2%). Данные внешнеэкономические тенденции несут риски для экономики Казахстана в 2015 году”.
Дабы минимизировать эти риски, правительство и Нацбанк считают необходимым в следующем году проводить контрциклическую экономическую политику через реализацию государственной программы инфраструктурного развития “Нұрлы жол” на 2015-2019 годы, повышать конкурентоспособность отечественной экономики и оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, вместе с тем сохраняя мак­роэкономическую стабильность и обеспечивая финансовую.
Для этого будут приняты соответствующие меры. Вот только некоторые из них: разработка механизмов торгового и экспортного финансирования по ставкам не выше ставок, применяемых для экспортеров в ЕС (2-3 процента в иностранной валюте); кредитование субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, в том числе из средств Нацфонда в объеме 100 млрд. тенге; сдерживание уровня инфляции в планируемом коридоре 6-8 процентов; переход к инфляционному таргетированию в средне­срочном периоде; повышение роли национальной валюты в экономике страны и т. д.
На мерах, направленных на повышение роли тенге, следует, наверное, остановиться более подробно, поскольку это интересует всех и каждого. В частности, Нацбанк и кабмин намерены:
увеличить гарантируемую вкладчикам сумму выплат по тенговым депозитам с 5 млн. до 10 млн. тенге;
снизить ставку вознаграждения по долларовым депозитам с 4 до 3 процентов годовых;
ввести запрет на установку цен на товары и услуги в условных единицах;
предоставлять коммерческим банкам тенговую ликвидность для недопущения дефицита ликвидности.
Меры вроде бы правильные и нужные. Самое принципиально важное - что среди них нет девальвации.
Но во всей этой истории смущает один немаловажный нюанс, а именно - в каком информационном контексте появилось заявление правительства и Нацбанка. 22 декабря в интервью интернет-порталу “Капитал” советник председателя Национального банка Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ рассказал, что глава Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ выступит в январе следующего года с заявлением, в котором будут определены механизмы для сохранения устойчивой экономической ситуации. Через день, утром 24 декабря, министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ подтвердил журналистам эту информацию. Но ни Худайбергенов, ни Досаев не стали перечислять механизмы и инструменты, которые планировал внедрить Нацбанк, чем вольно или невольно напустили туману. В этой напряженной ситуации Нацбанку и правительству, видимо, ничего не оставалось, как преждевременно раскрыть карты, чтобы успокоить население.
Однако опубликованное заявление об основных направлениях экономической политики на 2015 год выглядит, мягко говоря, неполным. Косвенно об этом свидетельствует и высказывание главы правления Банка развития Казахстана Болата ЖАМИШЕВА:
- Поскольку сейчас слишком большие девальвационные ожидания, соответственно, депозиты, все свои сбережения население переворачивает в доллары и при этом расчеты производятся в тенге, - прокомментировал он журналистам заявление Нацбанка. - Такое поведение создает риски того, что все время будет нехватка давления на курс тенге. Сейчас если все субъекты экономической деятельности будут пытаться переворачивать свои активы из тенге в иностранную валюту, то просто это чревато большими рисками в целом для системы. Намерение дедолларизировать экономику невозможно без того, чтобы снять девальвационное ожидание. Поэтому это обещание, это намерение, бе­зусловно, должно выдерживаться. В противном случае девальвационные ожидания снять будет невозможно. Я понимаю, что ожидать, что сегодня после заявления все во все поверили и стало хорошо, наверное, не приходится (выделено мною. - Р. Б.)”.
К слову, после выступления Досаева нам удалось узнать из инсайдерских источников, что в пакет мер планировалось включить увеличение ставки вознаграждения по тенговым депозитам; временное введение обязательных параметров (как планируют сделать в России) для компаний-экспортеров по продаже валютной выручки (25-30-процентов); введение пошлины на любые покупки иностранной валюты (по примеру Белоруссии); законодательно обеспечить возможность временного замораживания счетов (депозитов) в иностранной валюте в экстренных случаях и т. д. Однако ни одной из этих мер в совместном заявлении правительства и Нацбанка нет. Во всяком случае пока...
А очередное заявление Худайбергенова в соцсетях 25 декабря о том, что в Казахстане будут предприняты дальнейшие меры по дедолларизации экономики, побудили нас проанализировать ситуацию и дать оценку тем механизмам, которые обнародовали Нацбанк и кабмин.
По мнению нашего экономического обозревателя Петра СВОИКА, совместное заявление Нацбанка и правительства - “чистая набиулливщина” (Эльвира НАБИУЛЛИНА - председатель Цент­рального банка России. - Р.Б.).
- Документ достаточно блеклый, - считает он. - Простой народ, который волнуется, будет девальвация или нет, из этого заявления ничего не поймет. Председатель Нацбанка и глава правительства должны были твердо и в категоричной форме заявить: без паники, что бы ни произошло - тенге девальвировать не будем! Но там этого нет. Авторы документа обещают не допускать резкого колебания курса тенге. Фраза - более чем двусмысленная.
На взгляд Своика, такая формулировка дает все основания полагать, что девальвация вполне возможна, но не одномоментная, как это было в феврале текущего года, а плавная, как в России.
- Не менее двусмысленно звучит фраза, что “Нацбанк будет ориентироваться на поддержание золотовалютных резервов”, - продолжает он. - А это - чистая набиулливщина. Центробанк России грохнул рубль именно потому, что не хотел палить свои резервы. Но самая большая беда этого документа - слово “контрцикличность”. Его можно было бы применять в том случае, если бы все то, что происходит сегодня в мире, было бы обусловлено естественным кризисным циклом, после которого все возвращается на круги своя. А этого и близко нет. И надо быть слепцом, чтобы не замечать, что мир меняется. И наш президент об этом говорил неоднократно. А они (правительство и Нацбанк. - Р.Б.), используя это слово, демонстрируют намерение - продержаться какое-то время, тупо используя имеющиеся средства Нацфонда. Кроме того, они откровенно собираются влезть в долги. Мало того что за обслуживание внешнего долга Казахстана (более 156 млрд. долларов) мы уже отдали 300 с лишним миллиардов долларов, так они собираются занять еще 15 млрд. у международных финансовых институтов!
- А какова вероятность того, что у нас будут приняты и другие меры: пошлина на покупку валюты, возможность замораживания банковских счетов вкладчиков и т. д.?
- Вероятность очень большая. Но они имеют губительное свойство. В этом документе явно прослеживается то, что Нацбанк собирается удерживать финансовую стабильность административными мерами. Чем можно повысить интерес населения к тенговым вкладам? Увеличить ставку вознаграждения по ним. Но они об этом не говорят. Они говорят об уменьшении ставки по долларовым депозитам, но это приведет к еще большей долларизации экономики - только уже не в банках, а под подушками, под матрацами. Ситуация очень непростая, и легких решений здесь быть не может.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть