2184

Как до Америки пешком…

Фото Владимира третьякова

Мажилисмен Турсунбек ОМУРЗАКОВ: Если наши сельхозпроизводители ринутся на российский рынок, на внутреннем может возникнуть дефицит продовольствия

Отечественное сельское хозяйство на пороге новых реформ, раскручивающихся по классической исторической схеме - по спирали. Вновь приходим к тому, от чего когда-то ушли: от мелкого к крупному, но на новом витке. Сложилось редкостное единодушие о перспективах развития отрасли: нужно активно создавать и развивать сельскую кооперацию. Об этом говорят специалисты и ученые (см. “Операция “Кооперация”, “Время” от 26.8.2014 г.), соответствующую задачу поставил и глава государства, открывая новую парламентскую сессию. Законодательно же обеспечить реализацию намеченного должны депутаты. Сегодняшний наш собеседник мажилисмен Турсунбек ОМУРЗАКОВ (на снимке) - один из ярых сторонников сельхозкооперации.

- Я еще в прошлом году делал депутатский запрос в правительство о необходимости сельскохозяйственной кооперации. Но, увы, получил отписку, - начал нашу беседу депутат-коммунист. - А сейчас об этом уже все не просто говорят - кричат!
- Давайте все разложим по полочкам. Может, в проблемах аграриев все-таки виноваты они сами, будучи не способными грамотно распорядиться деньгами, которые им в виде кредитов сегодня немало выделяет государство? Или же здесь налицо непродуманная госполитика по поддержке аграрного сектора?
- К сожалению, кредиты, как жалуются сами фермеры, зачастую до них просто не доходят. А что творится с техникой - это же грабеж! Ее дают в лизинг под 25 процентов (!), а как осень или весна - так на все, и в первую очередь на ГСМ, подскакивают цены. Не меньшей проблемой является и большой урожай зерновых культур - его не на чем перевозить и негде хранить. В сфере плодово-овощной продукции дефицит орошаемых земель. В животноводстве низкая доля племенного поголовья, дефицит кормов: сегодня фермеры вынуждены в основном закупать отруби и жмых от подсолнечника на мельницах. Не используется потенциал естественных пастбищных угодий, который в советские времена позволял выращивать огромные поголовья скота и экспортировать порядка 360 тысяч тонн мяса.
Сегодня 80 процентов всего казахстанского скота выращивается в личных подсобных хозяйствах. Все они разрознены, каждый крестьянин решает свои проблемы в одиночку: он и производитель, и забойщик, и торговец. Тогда как во всем цивилизованном мире работают кооперативы. В странах Европы, в США, Канаде, Австралии в кооперативах состоят около 80 процентов всех фермерских хозяйств. В Европе доля кооперативов в переработке и сбыте сельхозпродукции составляет примерно 60 процентов, в поставке товаров - 50 процентов.
Пока мы не объединим крестьян, мелких фермеров в более крупные формирования, мы не поднимем сельское хозяйство. Еще раз повторю: из кризиса наше сельское хозяйство могут вывести только сельскохозяйственные кооперации. К сожалению, программа “Агробизнес–2020” не содержит комплексных мер по развитию кооперации на селе.
Поэтому нам в экстренном порядке нужно свести до одного, но полноценного документа раздутое законодательство о кооперации и законодательно закрепить меры господдержки сельхозкооперативов.
- Насколько интересны, по вашему мнению, предложения НИИ экономики АПК и развития сельских территорий по поводу сельхозкооперации, о чем в интервью нашей газете рассказала профессор Галия АКИМБЕКОВА?
- Поддерживаю предложенные этим НИИ нормы, в частности о том, что участникам кооператива необходимо предоставить возможность распоряжаться прибылью, делить ее между собой. Ведь на этом принципе и строится весь бизнес.
Готов принять самое активное участие в разработке единого закона о сельхозкооперации, чтобы в нем был отражен передовой опыт, включая тот, с которым мы с коллегой, мажилисменом Талгатом ЕРГАЛИЕВЫМ, ознакомились в американском штате Монтана. Там мы побывали минувшим летом по приглашению местного фермера по имени Боб.
Сельское хозяйство в Монтане - индустрия номер один. Только вдумайтесь: там один процент фермеров дает 40 процентов товарной продукции, 80 процентов выращиваемой пшеницы они отправляют на экспорт! Как американским фермерам это удается? Они объединились в кооперативы, создали комитет по развитию сельского хозяйства, в который входят сами фермеры. Этот комитет занимается главным образом продвижением местной сельхозпродукции, имеет бюджет в 4 миллиона долларов(!), формирующийся из взносов участников. Членство всех аграриев в комитете обязательно. За одну тонну проданного зерна крестьянин вкладывает в это общественное объединение 74 цента.
Что любопытно, аграрной науке там начинают обучать со школьной скамьи. Шесть процентов своего бюджета комитет по развитию сельского хозяйства выделяет на обучение детей в школах, пять - на обучение студентов, 48 процентов - на науку, остальные средства используются на маркетинг, продвижение продукции. Крестьяне, которые испытывают финансовые трудности, могут попросить у комитета вернуть взнос, но доля таких возвратов составляет всего два процента.
Нам, считаю, следует брать пример с фермеров штата Монтана.
- Неужели в нашей стране нет сколько-нибудь положительного примера, что за опытом приходится ехать за тридевять земель? Есть же Южный Казах­стан, который считается главной надеждой отечественного сельского хозяйства…
- Имея огромные человеческие ресурсы, этот регион - один из самых дотационных. Я побывал этим летом в фермерском хозяйстве в Шардаринском районе, где одна небольшая семья на четырех гектарах держит 40 голов КРС. Ну никакого сравнения с американцами! Конечно, есть хозяйства, выращивающие и 260 голов, но таких примеров - единицы!
В Южном Казахстане - масса неиспользуемых земель, вокруг поселков все пастбища вытоптаны, трава редкая, через месяц ее начисто съедает скотина, поэтому нам нужно восстанавливать естественные пастбищные угодья.
Еще одна большая проблема юга - нехватка поливной воды, все гидросистемы устарели. Из-за катастрофической нехватки воды в области на 20 процентов сократилось хлопковое производство. Поэтому говорить о том, что Казахстан благодаря, в частности, ЮКО добьется полного импортозамещения в продовольственной сфере, не приходится. Даже если мы с учетом вносимых сейчас правительством и Нацпалатой предпринимателей корректировок в действующую программу “Агробизнес-2020” ее реализуем, то только к 2020 году подойдем к тому, чтобы в значительной, но не в полной мере обеспечить продовольственную бе­зопасность страны.
- Выходит, дискуссии о возможном увеличении поставок казахстанской сельхозпродукции в Россию в условиях действующих там санкций - пустые разговоры?
- Рост нашего экспорта будет зависеть от того, как быстро мы сможем нарастить производство продукции. Пока у нас много только муки да пшеницы, которой и так хватает у соседей.
Животноводческой продукции мы производим мало и не обеспечиваем даже внутренний рынок, чем и объясняется квота на импорт мяса в этом году в таких немалых объемах: 110 тысяч тонн птицы, 15 тысяч тонн говядины, 10 тысяч тонн свинины. По плодово-овощной продукции та же картина: свои потребности не покрываем.
А ведь наша продукция вполне конкурентоспособна! Мясо вкус­нейшее и высококачественное, и стоит оно на самом деле гораздо больше той цены, по которой сегодня отпускается на экспорт. Казахстанское молоко в отличие от импортного не порошковое. Поэтому я не разделяю мнения некоторых экспертов, которые считают, что продукция Казах­стана не выдержит конкуренцию с зарубежными товарами на рынках России.
- Если все-таки Казахстан увеличит экспорт в Россию, не вызовет ли это резкий скачок цен на внутреннем рынке?
- Российские цены выше казахстанских, поэтому торговать в России, конечно, выгоднее. Если производители все же рискнут завоевывать рынок соседней страны, то не исключено, что на внут­реннем рынке возникнет дефицит продовольствия.

Лэйла БАСАРОВА, Талгат КИРБЕТОВ, фото Лэйлы БАСАРОВОЙ и Владимира Третьякова, Астана

 

Из досье

- “Правительством разработан блок изменений в налоговое законодательство для повышения производительности в агропромышленном комплексе. Этой осенью данный законопроект должен быть внесен в мажилис парламента, - сообщил президент на открытии очередной парламентской сессии 2 сентября. - Также поручаю правительству до конца текущего года разработать проект закона о сельскохозяйственных кооперациях”.
- В отечественном АПК сегодня работает порядка 7 тыс. крупных агроформирований, 184 тыс. сельхозтоваропроизводителей, в этой сфере занято около 2 млн. человек. На развитие отрасли в текущем году предусмотрено 302 млрд. тенге, из них 40 млрд. тенге - на возвратной основе.

Поделиться
Класснуть