2776

История в деталях

“Прадед” нынешнего электровоза.

Любая история рождается из деталей. Именно они, как пазл, складываясь воедино, формируют целостную картинку реальности. То же самое можно сказать и о 110-летней истории казахстанских железных дорог. Ее формировали не только люди, но и предметы, без которых транспортная отрасль не смогла бы существовать. Чтобы рассказать о них, мы побывали в Центральном музее железнодорожного транспорта в Алматы. Это уникальное для Казахстана место, где хранятся удивительные вещи, благодаря которым жила и развивалась наша железная дорога.

Бейсен ШОРМАКОВ: “Нам важна связь времен”.Недалеко от входа в музей - старинный, лет сто от роду, станционный колокол. Чугунный ветеран, выкрашенный золотой крас­кой, и сейчас не потерял силу голоса. Наш экскурсовод - создатель Центрального музея железнодорожного транспорта Казахстана, почетный железно­-дорожник Бейсен ШОРМАКОВ - дергает за веревку: комнату наполняет густой, звенящий в ушах звук. Один удар - поезд прибывает на станцию, два - напротив, отходит от платформы. Эту нехитрую транспортную азбуку в начале прошлого века знали все пассажиры. Колокол, который как раритетный экспонат сейчас показывают всем посетителям музея, когда-то стоял на вокзале станции Уштобе и реально работал. Оттуда его и привезли. Сейчас подобные вещи вызывают ностальгию, правда, иногда их все же символически ис­пользуют: например, открытие движения на новой железнодорожной ветке всегда ознаменовывается ударом вот в такой стационарный колокол. Это все равно что бутылка шампанского, которую разбивают о борт только что спущенного на воду корабля. Рядом еще один предмет, который когда-то был неотъемлемой частью дороги, - жезловый аппарат. Лет 80 назад без него движение поездов было бы невозможным. По форме железнодорожный жезл напоминает палочку нынешних полицейских - не зря ведь он так называется. Правда, в прежние времена он был металлическим и не таким большим. Машинист иногда прямо на ходу выхватывал его у дежурного по вокзалу - это означало, что он может ехать дальше. Нет жезла - нет проезда. Система пропуска железнодорожных составов давно полностью автоматизирована, но ветераны железки еще помнят старенькие жезловые аппараты. Это устройство когда-то регулировало движение на путях так, чтобы не было столкновений. Но были на железной дороге предметы хоть и рангом пониже, но все равно делающие свое дело. Например, обычный керосиновый фонарь, который подвешивали на последний вагон паровоза и зажигали в темное время суток исключительно в целях безопасности. Дежурный по станции, провожая уходящий состав, смотрел, горит ли огонек: есть свет - все вагоны на месте, нет - часть из них отцепилась по дороге. Сейчас в это трудно поверить, но иногда случалось и такое.
Часы, которые с 1953 года висели на станции Алма-Ата I.- Экспонаты музея - их около пяти тысяч - я собирал по всему Казахстану, - рассказывает Бейсен Есимович. - Ездил по регионам целый год, заглядывал в красные уголки, сохранившиеся с советских времен, музеи, су­ществующие при станциях, склады и так, по крупицам, формировал нашу будущую экспозицию. Сейчас в музее множество атрибутов, которые используют или использовали на железной дороге. Есть все - от мелочей до больших макетов, наглядно показывающих работу железных дорог. Вот, к примеру, шарманка машиниста поезда. Она на самом деле не имеет ничего общего с музыкальным инструментом - это простой металлический ящик, в который машинист, выходя в рейс, складывал документацию и необходимые инструменты. А вот компостер, с его помощью в 60-е годы продавали билеты. Кассир одним нажатием выбивал дату и время отправления, видите, даже образцы билетов сохранились.
Таким раньше был жезл.Такие мелочи всегда образуют целостную картинку. Вот изготовленный лет 60 назад макет домика, в котором работали стрелочники на станции Уштобе. Рядом с ним восьмидесятилетний - на вид никогда не подумаешь - стул, который когда-то стоял на одной из станций на Турксибе. Кажется, этот предмет интерьера спокойно проживет еще столько же. Неподалеку от него часы, которые с 1953 года работали на станции Алма-Ата I. Все это создает неповторимую атмосферу - кажется, сейчас раздастся паровозный гудок и по рельсам застучат колеса, набирая ход. Этот дух железной дороги должен быть понятным и близким всем тем, кто приходит работать в эту сферу.
Этот стул стоял на одной из станций Турксиба.- Каждый будущий железнодорожник должен знать историю нашей отрасли, - уверен Бейсен Шормаков, отдавший профессии более пятидесяти лет и прошедший путь от дежурного по станции до заместителя начальника Алматинской железной дороги. - Вот я, например, родился на станции Отар Жамбылской области. Наш дом стоял в 150 метрах от полотна. Когда отъезжали старые поезда, казалось, что они дышат, живут - такие звуки они издавали. Помню, как мой отец таскал на себе двадцатикилограммовые смычки, при помощи которых в те времена сцепляли вагоны. Тогда делали все вручную, уже потом этот процесс автоматизировали. Благодаря этим воспоминаниям я люблю железную дорогу, которой посвятил всю свою жизнь. Общий трудовой стаж династии Шормаковых в железнодорожной отрасли - 465 лет. Я продолжил дело отца, моя дочь Гульнара ШОРМАКОВА несколько лет назад стала директором этого музея - ведь мы создавали его вместе. Я горжусь тем, что и мой внук стал железнодорожником. Он пошел по моим стопам, а значит, наша династия продолжится.
Именно для того, чтобы не потерять связь поколений, и нужны подобные этому музеи. За год его посещает около двух с половиной тысяч человек - школьники, студенты-транспортники, ветераны-железнодорожники. Представители старшего поколения приходят сюда, чтобы почувствовать неповторимую атмосферу старой железной дороги, молодежь - чтобы узнать что-то новое, а значит, начать по-другому относиться к уже выбранной профессии. Ведь человек, не знающий собственной истории, не может двигаться вперед. Эта истина вполне применима и к железнодорожной отрасли Казахстана, которая, успешно развиваясь, хранит свою историю.


Ольга СТЕПАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть