На коне
Тенор Нургалым АМАНБАЙ уже дважды переживал свою минуту славы. Первый раз в самом начале карьеры в Москве, когда казахоязычному парню дали главный приз за самое проникновенное исполнение русских романсов. А второй раз недавно, в сентябре, когда голосом казахстанца восхищалось международное жюри конкурса “Опералия”.
Сразу надо сказать, что в Мумбаи, где в этом году проходил конкурс, ни Гран-при, ни первое место Нургалым не получил, смог пройти в полуфинал. Но чего это стоит! “Опералия” у вокалистов считается чем-то вроде Олимпийских игр, на этот конкурс приезжают не просто лучшие голоса, а молодые звезды, имеющие своих агентов и сценический опыт. Здесь собирается рекордное количество кастинг-директоров европейских театров, формируется спрос на ближайшие сезоны.
Казахстанцы регулярно подают заявки на этот конкурс, но до сих пор лишь Марии МУДРЯК удавалось попасть на “Опералию”. Мария заняла третье место, когда конкурс проходил в Казахстане во время EXPO в 2017 году. Патрон конкурса сам Пласидо ДОМИНГО лично прослушивает конкурсантов и непременно фотографируется с ними, а отобранным трем десяткам участников со всего мира оплачивают перелет, проживание и размещают в лучшей гостинице. Так что участвовать в таком состязании дорогого стоит.
- По сути, это большое прослушивание в лучшие театры мира, - рассказывает Нургалым. - Я уже получил много интересных предложений и приглашений на выступления. Должен сказать: мы почему-то считаем, что уровень академического вокала в Казахстане хромает. Это не так! Школа у нас хорошая, и голоса великолепные. У наших вокалистов есть тембр, изюминка в голосе, мы чем-то близки к итальянскому вокалу с красивой окраской и силой.
- У теноров всегда амплуа красавцев любовников, и вообще, сейчас, говорят, мода на стройных вокалистов. Вы не собираетесь худеть?
- Нет, мне комфортно с моим весом. И на той же “Опералии” я не видел подтянутых исполнителей. Главное, мне хватает выносливости и пластики для работы на сцене, за это спасибо спорту. В ауле все парни крепкие и все занимаются борьбой, одно время я даже всерьез думал посвятить себя профессиональному спорту. Да и когда пришел в театр, больше вел себя как спортик: ходил вразвалочку, одевался иначе. Но постепенно меня приучили держаться солидно, носить костюмы.
- Это правда, что вы из глубинки и в оперу попали случайно?
- Правда. Я окончил 11 классов в родном Кегене, но с пяти лет любил петь народные песни. Я получил Гран-при на конкурсе, который в наших краях проводит известный исполнитель и композитор Рамазан СТАМГАЗИЕВ, он буквально взял меня за руку и отвел в колледж на вокальное отделение. Сказал: “Есть артисты, музыканты, народные певцы, прославившие наш край, а ты станешь знаменитым оперным певцом”. Я ничего не знал про оперу, но у нас принято слушаться старших и доверять их советам.
- Как прошла ваша первая встреча с оперой?
- Я хорошо выспался. Периодически нас от колледжа отправляли в оперный театр, но вы представьте: целый день мы на занятиях, а тут вечером еще и сложный спектакль. К тому же я в момент поступления даже не знал нот, ничего не понимал в этом.
- Трудно было поначалу?
- Вы даже не представляете насколько. Во-первых, я не говорил по-русски, во-вторых, надо было выучить нотную грамоту, то есть сразу два незнакомых мне языка. Иногда, честно скажу, было желание бросить, но потом стало понемногу получаться. Тем более оказалось, что у меня абсолютный слух.
После колледжа пошел в консерваторию и почти сразу получил первое место на Центральноазиатской романсиаде. По ее результатам пригласили в Москву, и там я, к изумлению участников, победил. Жюри отметило проникновенное исполнение русских романсов.
Я был удивлен, ведь почти не говорил по-русски и, чтобы понимать, о чем пою, попросил преподавателя сделать мне прямо в нотах подстрочный перевод текста. На конкурсе меня все поздравляют, что-то говорят, а я всем в ответ только “спасибо, все хорошо”, потому что не понимаю ничего. Улыбаемся и машем, что называется.
- У вас дорогие сценические костюмы?
- Нет, я покупаю для выступления костюмы отечественного производства, мне очень нравится качество. Самый дорогой мой костюм был в школе. Когда окончил 9-й класс, мое видео послали на международный конкурс в Париже “Салют, таланты”, и меня пригласили принять участие в очном состязании. Тогда мне директор школы и сотрудники акимата нашли деньги, чтобы сшить костюм. Я ведь должен был представлять страну. Обошлось все примерно в 400 тысяч, я с тех пор такие дорогие больше не носил.
- Зато уже на втором курсе вам дали спеть Жамбыла. Говорят, с этой партией было связано много мистики?
- Я раньше не верил во все это, но пришлось изменить мнение. С одной стороны, были профессиональные трудности. Опера написана специально к юбилею Жамбыла ЖАБАЕВА, то есть нельзя было послушать других исполнителей, сравнить. Сроки были очень сжатые, фактически партию пришлось подготовить за две недели. Но я справился. И после этого меня перевели в солисты, посыпались приглашения на правительственные концерты, международные проекты.
А вторая сложность… Я не просто пел Жамбыла, мне привезли специально его чапан, я говорил его слова, это все не так просто в духовном плане. Мне тогда старшие коллеги говорили, что надо поехать на могилу поэта, помолиться, попросить бата. Но у меня просто не было на это времени, репетиции шли с утра до вечера.
А после премьеры стал чувствовать себя ужасно. У меня выпали почти все волосы, не хватало сил, чтобы отработать целый спектакль, после обеда уже заканчивалась вся энергия, и еще во сне стал являться старик. В итоге я бросил дела, съездил на могилу, и после этого отпустило. Примерять на себя образ реального человека, тем более такого мощного по энергетике, совсем не то, что петь вымышленного персонажа. Теперь я это точно понимаю.
- Что еще помогает вам восполнять энергию?
- Родные места и кони. Очень люблю лошадей. Они ассоциируются у меня со свободой. Поэтому кто-то поет в дýше, для меня же лучше всего приехать на родину, кататься на коне в горах и петь. Там голос звучит совсем иначе, буквально летит. Всем коллегам рекомендую.
- Кстати, на сцене своего родного театра им. Абая в премьерном спектакле “Жумбак кыз” вы исполнили сложнейшую арию верхом на коне, а публика заставила дирижера повторить номер на бис.
- Это не все сложности. Изначально меня готовили в третий состав, то есть фактически это скамейка запасных, ведь спектакль дают два премьерных дня с разными исполнителями. Но в итоге получилось так, что мне пришлось одному петь и первый, и второй день.
Очень сложная и длинная ария, исполняется верхом на живом коне, суперзадача спеть все, что называется, ровно. К тому же я еще подхватил вирус и в первый день на сцену вышел с температурой 38 градусов, но все равно справился.
На второй день мне стало немного легче, и зал такими овациями взорвался, что дирижер дал сигнал бисировать. Я на такое не рассчитывал, думал, что допел кульминацию, сейчас меня “убьют” и я отдохну. Но люди стоя аплодировали, а когда я запел, начали подпевать, устроили настоящее караоке. Это было феерично. Самое яркое впечатление до встречи с Пласидо Доминго.
- А под балконами красавиц вы не пели?
- Нет, никогда. Вы знаете, это я на сцене весь такой огонь-мужчина, а в жизни застенчивый.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы