Транзитом - к заветной цели
В два раза планирует увеличить транзитные перевозки по территории Казахстана к 2020 году АО “НК “Қазақстан темiр жолы”. Это позволит компании нарастить доходы от транзита в три раза и в конечном счете откроет двери к группе 40 развитых стран в мировом рейтинге Logistic Performance Indeх.
Достаточно амбициозные планы нацкомпании вполне обоснованны, ведь уже сегодня наблюдается положительная динамика по многим параметрам деятельности. Как отмечает президент АО “НК “ҚТЖ” Аскар МАМИН, по индексу соблюдения сроков доставки транзитных грузов компания улучшила показатели, поднявшись с 132-го места в 2012 году на 69-е в 2014-м. Перспективы развития компании, и в частности транзитные перевозки как стратегическое направление, стали предметом обсуждения на прошедшем глобальном VII Астанинском экономическом форуме, собравшем стратегически важных для АО “НК “Казахстан темир жолы” иностранных партнеров.
Один из них - представитель группы Lufthansa Consulting Томас НИХАУС (на снимке) отметил, что у Казахстана есть широкие возможности для развития логистической сети и наземного транспорта. Он сообщил, что группа Lufthansa Consulting разработала стратегию взаимодействия с АО “НК “ҚТЖ”, чтобы развивать сеть перевозок.
- Мы видим огромный потенциал в этом плане, большие усилия господина Мамина в том, как привлечь товаропотоки в Казахстан. Я полагаю, это можно делать сухопутным путем, чтобы комплектовать грузовые партии в Казахстане с последующей их доставкой железнодорожным транспортом, а также включением авиаперевозок в эту цепь с участием двух главных аэропортов - в Астане и Алматы, - поделился Томас Нихаус.
Он высоко оценил, что в Казахстане разработана стратегия развития материально-технического обеспечения транзита, в чем группа Lufthansa Consulting видит фундамент для дальнейшего взаимодействия с АО “НК “ҚТЖ”. Так, в рамках совместной стратегии сотрудничества компании разработали логистическую цепь, главное внимание в которой уделили свободным экономическим зонам. Примечательно, что в данной цепи предусмотрели не только железнодорожный транзит, но и прямой доступ к мощностям и объектам аэропортов для обеспечения снижения затрат на авиаперевозки.
По мнению Томаса Нихауса, Казахстан является одним из ключевых звеньев евразийской транспортной системы, поскольку входит в Таможенный союз. Нихаус заметил, что и Европа получает выгоду от снятых в рамках евразийской интеграции барьеров. Главным положительным последствием для Запада стала свободная перевозка товаров. А Евразийский экономический союз, по мнению Нихауса, приведет в итоге к увеличению грузоперевозок и пассажирских перевозок. Так, уже сегодня группа Lufthansa Consulting серьезно работает в Казахстане над развитием смежных перевозок, в частности в Северную Италию, Франкфурт.
- Казахстан очень много делает, чтобы подняться в рейтинге LPI, и, я полагаю, он очень скоро добьется своей цели, - отметил господин Нихаус.
К слову, сейчас Казахстан в рейтинге Logistic Perfor-mance Indeх занимает 88-е место. Участвовавшая в панельной сессии форума старший специалист по транспорту стран Европы и Центральной Азии Всемирного банка Мария Клаудия ПАЧОН (на снимке) отметила, что переместиться в рейтинге сразу на 48 пунктов вверх к 2020 году - очень амбициозная цель. Logistic Performance Indeх, по словам Пачон, учитывает множество показателей удобства грузоперевозок. С точки зрения таможенного администрирования грузов Казахстан выгодно отличается, к примеру, от других стран Таможенного союза.
Глава АО “НК “ҚТЖ” заверил участников форума, что Казахстан делает все возможное для улучшения инфраструктуры и по некоторым позициям уже поднялся в рейтинге LPI.
Мария Клаудия Пачон отметила, что транспортировка грузов по суше из Китая в Европу уже давно была одним из заветных желаний всех экономистов и бизнесменов мира. И благодаря запущенной железнодорожной линии Алтынколь - Хоргос (второй железнодорожный переход между РК и КНР, открыт 22 декабря 2012 года. - Л. Б.) через Казахстан грузы стали доставляться в Европу в два и даже в три раза быстрее, чем морским транспортом. С благодарностью отреагировала на это и экономика Казахстана.
- В целом по территории Казахстана следует 14 регулярных контейнерных поездов. В 2013 году общий трафик вырос на 24 процента по отношению к 2012 году. При этом объем перевозок Китай - Казахстан - Европа увеличился с 2011 года в шесть раз, - отметил руководитель казахстанских железных дорог Аскар Мамин.
Он рассказал также о том, что скоро в Казахстане будет создана внутренняя сеть транспортно-логистических центров, которая позволит удовлетворить потребности регионов в складских помещениях, а также создать центры дистрибуции, взаимодействующие с соседними государствами. Например, такие центры в Астане, Павлодаре и Костанае будут ориентированы на Урало-Сибирский регион России, в Южном регионе Казахстана - на рынки Узбекистана и Кыргызстана, центр в Актау - на страны Каспийского региона: Южный Кавказ и Иран.
Наряду с этим АО “НК “ҚТЖ” уже запускает терминалы за рубежом. Совсем недавно была открыта контейнерная площадка казахстанско-китайского логистического терминала в морском порту Ляньюньган. По прогнозам руководства ҚТЖ, к 2020 году через эту площадку будет перевозиться более 500 тысяч контейнеров ежегодно. Перспективы работы терминала весьма заманчивы: он позволит организовать и значительно ускорить сквозные перевозки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в страны Таможенного союза, Центральной Азии и Кавказа, а также в направлении Турции, стран Евросоюза и Персидского залива. На реализацию этих и других проектов по развитию транспортной инфраструктуры Казахстана АО “НК “Қазақстан темiр жолы” до 2020 года планирует потратить порядка 45 миллиардов долларов.
Подводя итог панельной сессии, модератор дискуссии управляющий директор The Boston Consulting Group Андрей ТИМОФЕЕВ отметил, что Казахстан - это одна из немногих стран в СНГ, которая по итогам прошлого года нарастила объем железнодорожных грузоперевозок, и единственная, кому это удалось сделать, из стран - участниц Таможенного союза.
Лэйла БАСАРОВА, Астана