1934

Соединяя Европу и Азию

АО “Национальная компания “Қазақстан темiр жолы” (ҚТЖ) совместно с союзом транспортников республики KAZLOGISTICS в минувшую среду на Астанинском экономическом форуме с участием более 10 тысяч ведущих экспертов из 150 стран мира представили современные возможности транзитных перевозок через Казахстан.

Перспективы развития транзитных коридоров республики обсудили в ходе панельной сессии “Евразийская транспортная система в условиях глобальной конкуренции”, которую открыл президент АО “НК “ҚТЖ” Аскар МАМИН. В торжественной речи он отметил, что компания сегодня имеет устойчивую динамику развития отношений со странами Европы и Азии. И это не случайно: ведь Казахстан гео­графически располагается между основными мировыми рынками, позиционирует себя как транзитное государство с развитой транспортно-логистической инфраструктурой, которое должно стать опорным узлом между Азией и Европой.
Говоря о перспективах использования преимуществ географического положения Казахстана, Аскар Мамин отметил, что увеличение объемов торговли между странами Азии и Европы с 2013 по 2020 год, по данным Всемирного банка, вырастет с 738 миллиардов до 1 триллиона 200 миллиардов долларов. Казахстан играет немалую роль в наращивании темпов взаимной торговли. Через территорию нашей страны, а также через Восточную Азию и Центрально-Азиатский регион, как отметил Аскар Мамин, проходят крупнейшие трансконтинентальные маршруты Север - Юг и Запад - Восток.
В целях увеличения пропускной способности товарных потоков реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов. Сегодня АО “НК “Қазақстан темiр жолы” строит более 1200 километров новых железных дорог, которые будут введены в эксплуатацию уже в конце этого года. В 2012 году железнодорожники ҚТЖ и КНР ввели в эксплуатацию второй железнодорожный переход Алтынколь - Хоргос. С учетом этого мощность транзитного грузопотока через Казахстан в ближайшие годы превысит 50 миллионов тонн. То есть существует большой запас инфраструктурной мощности, который ҚТЖ планирует задействовать как транзитный хаб Евразии.
- За прошлый год мы имеем 20-процентное увеличение объемов перевозок между Казахстаном и Китаем в транзитном сообщении через нашу страну. То есть тот запас пропускной способности, который мы имеем, приводит к дальнейшему наращиванию товарных потоков, - заметил Аскар Мамин.
С завершением строительства туркменско-иранского участка железнодорожной линии, добавил он, повысился потенциал коридора Север - Юг с привлечением транзитного грузопотока из Казахстана и Китая в Туркменистан, в дальнейшем - и в страны Персидского залива. Преимущество Казахстану даст прямой выход в Иран - примерный объем грузопотока в этом направлении к 2020 году, по словам президента АО “НК “ҚТЖ”, может составить 15 миллионов тонн.
Говоря о результатах работы по развитию транспортного коридора, Аскар Мамин отметил, что ҚТЖ построила железнодорожную линию Жезказган - Бейнеу протяженностью почти в тысячу километров.
Компания ҚТЖ также определилась с размещением внешней терминальной инфраструктуры в Китае, Прибалтике, на Черном море и в Иране. На днях главы Казахстана и Китая открыли первый комплекс транспортно-логистического терминала в порту Ляньюньган в КНР, что, без сомнения, позволит ускорить перевозки в страны Таможенного союза и Европу.
Наряду с этим выстраивается генеральная линия транспортного взаимодействия между СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” и международным портом Актау. Выстраивается своего рода цепочка пропуска грузов через большой логистический склад в свободной экономической зоне Хоргоса на рынки Европы, России и стран Центральной и Южной Азии.
Примечательно, что компания ҚТЖ развивает не только железнодорожный потенциал страны, но также морской и авиационный. Так, в прошлом году в целях обеспечения морской перевозки грузов из порта Актау ҚТЖ создала судоходную компанию, приобрела два сухогруза, которые успешно курсируют в акватории Каспия в направлениях Актау - порты прикаспийских государств. К 2020 году компания планирует довести количество судов до двадцати.
- Мы тесно сотрудничаем со Всемирным банком для улучшения логистической системы. Ставим задачу к 2020 году войти в число 40 развитых стран в рейтинге LPI. Уже сегодня мы видим хорошую динамику. Например, по индексу соблюдения сроков доставки мы улучшили показатели, поднявшись со 132-го места в 2012 году на 69-е в 2014 году. Также мы имеем увеличение контейнерных перевозок - в 2013 году оно составило 24 процента, и у нас есть планы по их наращиванию, - поделился глава АО “НК “ҚТЖ”.
В целом ҚТЖ рассчитывает увеличить транзитные перевозки по территории Казахстана в два раза к 2020 году. Доходы от транзита, по прогнозам специалистов компании, увеличатся в три раза.
- Мы формируем новую логистическую компетенцию, что даст нам возможность создать более 20 тысяч новых рабочих мест. И мы видим, что среднегодовой эффект при росте ВВП страны может составить дополнительно 1 процент к ВВП. Все принимаемые меры по созданию благоприятных наземных перевозок между Западом и Востоком, развитию транспортной логистической системы, интеграции в рамках стратегии “Казахстан: новый Шелковый путь” позволят нам значительно улучшить работу с клиентами. Мы уверены, что развитие логистического климата является одним из главных условий вхождения Казахстана к 2050 году в тридцатку развитых стран мира, - заключил Аскар Мамин.
О развитии нового Шелкового пути в своем выступлении также сказал президент DP World Мохаммед ШАРАФ. Учитывая то, что исторически Казахстан находится на перекрестке путей, казахстанское правительство, подчеркнул Шараф, пытается развить Шелковый путь, в составе которого будут все виды перевозок. Страны, которые пролегают по этому пути, могут развиваться невиданными доселе темпами. Мохаммед Шараф заявил, что DP World может оказать большую поддержку планам казахстанского правительства.
- У нас есть огромный опыт в развитии материально-технических пунктов снабжения, например, в Дубае. Там мы достигли больших успехов. 1450 различных компаний находятся в свободной экономической зоне Дубая. Мы полагаем, что можем привнести в Казахстан наш хороший опыт и попытаться связать Китай и всю Азию с Европой. На базе Хоргоса и Актау мы будем стараться развивать не только сеть железнодорожных, но и морских, авиа­перевозок, - подчеркнул Шараф.
Он дал топ-менеджменту АО “НК “Қазақстан темiр жолы” несколько советов по улучшению транзитного потенциала, в частности порекомендовал совершенствовать национальную законодательную систему в сфере железнодорожных перевозок.
В работе панельной сессии форума приняли участие более 100 представителей государственных органов, железнодорожных администраций, транспортно-логистических организаций и ассоциаций, финансовых институтов, а также зарубежных министерств и организаций. Они обсудили вопросы исторической конкуренции между морем и сушей и возрождения нового Шелкового пути. Спикеры также подняли темы потенциала контейнерных перевозок поездами сообщением Китай - Европа, роли государства в развитии транспортной инфраструктуры, мирового опыта по устранению нефизических барьеров на пути грузопотоков и многое другое. Участники панельной сессии обсудили актуальность интеграционных процессов в рамках создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для повышения эффективности всей производственно-логистической цепочки с учетом использования потенциала и возможностей, предоставляемых Таможенным союзом.
Так, исполняющий обязанности директора департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Ержан НУРАХМЕТОВ отметил, что важным шагом в развитии евразийской интеграции является создание общего рынка транспортных услуг и формирование единого транспортного пространства. По словам Нурахметова, в ходе урегулирования вопроса о доступе к услугам железнодорожного транспорта Казахстан, Россия и Беларусь приняли ряд принципиальных решений в области тарифной политики. В частности, были утверждены унифицированные тарифы при осуществлении транзитных перевозок на территории каждой из стран - участниц ЕАЭС. Кроме того, как отметил Ержан Нурахметов, в рамках союза с 1 января 2015 года железнодорожным перевозчикам будет обеспечен доступ к услугам инфраструктуры трех сторон.
Участники сессии отдельно отметили, что необходимо продолжать реализацию инфраструктурных проектов, направленных на увеличение пропускной способности транспортных узлов и маршрутов. Это касается международных транспортных коридоров Казахстана и всего Евразийского региона.
Тема транспортной логистики заняла одно из ключевых мест на прошедшем Астанинском экономическом форуме, поскольку транзитные перевозки имеют особую значимость для страны. Как отмечают в АО “НК “Қазақстан темiр жолы, при минимальных затратах на пропуск транзитных грузопотоков перевозки обладают высокой прибыльностью, что делает их привлекательными для всех государств, располагающих транзитно-транспортным потенциалом.

Лэйла БАСАРОВА, фото Сергея АСТРЕЛИНА, Астана

Поделиться
Класснуть