4889

Город с другим лицом

Какие перемены ожидают Алматы - рассказывает президент Союза градостроителей Казахстана Любовь НЫСАНБАЕВА (на снимке). 

- Сейчас идет разработка нового генерального плана развития города Алматы. Прежний, принятый сразу после развала Союза, себя исчерпал. В то время, когда он создавался, нельзя было учесть многих вещей. Строительный бум еще не наступил, город еще не развивался столь стремительно, как это произошло позже. План существовал, но работать по нему стало практически невозможно - жизнь начала меняться так быстро, что он за ней попросту не поспевал.
- Чем новый генплан кардинально отличается от прежнего?
- К городу присоединяется огромная территория - 23 тысячи гектаров земли. Это в основном часть Карасайского района, предгорные зоны, примыкающие к Алматы, которые до сих пор были в ведении областных властей. Оттуда их было слишком сложно контролировать, поэтому решение о их передаче городу совершенно оправданно. Думаю, сейчас нужно внимательно изучить одноэтажную застройку, которая чаще всего оказывается несейсмостойкой и неблагоустроенной. Те дома, которые подлежат серьезной реконструкции, надо сносить и выдавать людям новое жилье. Несколько лет назад мы сделали инициативный проект для бизнесменов и предложили им на выгодных условиях строить не только коммерческое, но и жилье для возмещения. Например, город выделяет участок земли, где появляются коммерческие комплексы, в которых продаются доступные среднему классу квартиры, а рядом -
жилье для тех, чей дом попал под снос. Можно сделать и район усадебной застройки, ведь не все хотят жить в многоэтажках. Мне кажется, это снимет социальную напряженность. Думаю, в генплане Алматы такие проекты нужно учесть. Ведь в нем уже предусмотрено расширение целого ряда дорог и строительство множества социальных объектов, а это, естественно, будет связано с изъятием земель. Так что нужно сразу решать проблемы жителей, которые окажутся в зоне сноса.
- Как быть с теми людьми, которые оказались в этой зоне сейчас? Вспомните скандалы, связанные с изъятием земель под строительство БАКАД.
- Знаете, почему мы до сих пор не можем застроить БАКАД? Из-за некоторых собственников, которые задирают цены за свои участки. Я считаю, что это глупая позиция. Мы должны понимать, что живем в обществе, и думать нужно не только о себе, но и о нуждах города. Ведь дорога нужна всем. Но пока мы к этому не пришли. Думаю, что генплан должен учитывать механизмы, которые позволят разрешать подобные ситуации. Надо добиться того, чтобы человек, приобретая землю, понимал, что он имеет не только права, но и обязанности. Он должен ее застроить, учитывая все нормы и правила, а в случае необходимости за приемлемую сумму передать городским властям. Впереди огромная работа по строительству объектов к универсиаде, и проблемы с изъятием земель еще могут возникнуть.
- Какие объекты построят в Алматы в ближайшее время?
- Застроят район за торговым центром “МЕГА” - там будут жилые дома, школа и детские сады, приведут в порядок русло реки на этом участке. В городе появятся две ледовые арены - в Алатауском районе и возле развилки, ведущей на Кульджинский тракт. Здесь же будет международный автовокзал, спортивный и жилой комплекс, парк. Вообще, территорию вокруг Восточной объездной дороги приведут в порядок, вместо стихийного жилья там появятся зеленые зоны.
- Что сейчас происходит на строительном рынке Алматы? Кажется, он заметно стих.
- Сейчас идет стагнация рынка: офисы строить невыгодно - их никто не покупает. Торгово-развлекательных центров слишком много, и люди пойдут только в тот, который будет чем-то выгодно отличаться от остальных. В городе возводят только жилые комплексы, и то не так много, как раньше. 7 и 8 ноября мы проводили градостроительный форум “Казахстан-2013”, у нас была проблема с подборкой проектов, реализующихся на строительном рынке, которые мы бы могли показать. Пришлось собирать их буквально по крупицам.
- Вам не жаль старой Алма-Аты, которую стали уничтожать во время строительного бума?
- Конечно, жаль. Но со временем я поняла, что на это надо смотреть философски: раньше у нас были одни наряды, сейчас - совершенно другие, и мы относимся к этому нормально. С городом происходит то же самое. Дороги - это его скелет, а архитектура - одежда. И мода на нее тоже есть. Мы увидели даун­тауны (деловые центры) в других городах и захотели создать то же самое у себя. Что в этом плохого? Первое время я была против возведения подобных офисных центров в Алматы, но потом архитектор во мне победил - я хочу, чтобы появлялись новые дома. Другое дело, что люди, которые сейчас занимаются застройкой, должны понимать, какие объекты нужно сохранить для потомков как память и особую среду, а что можно переделать. Ведь никто не хочет, чтобы снесли Венецию, хотя она состоит из старых домов. То же самое касается и Алматы. Я бы не стала трогать ее исторический центр. На его территории нельзя возводить стеклянные и высотные дома. Этого не позволяет сама планировка района. Центр Парижа состоит из домов высотой максимум в семь этажей. И жителям там комфортно. Когда на месте такой застройки появится высотка, будет казаться, что она давит на окружающих. То историческое ядро Алматы, которое создавалось не одним поколением, надо было сохранять, и сделать это еще не поздно.
- Но ведь застройка в центре города, пусть и не в таких объемах, как раньше, все же продолжается?
- У властей не всегда хватает воли, чтобы этого не допускать. Бизнес настолько активен и даже агрессивен, что стремится попасть в самые лучшие места. И нам нужно объяснять его представителям, что это не всегда выигрышный путь. Возьмем бизнес-центр “Нурлы-Тау” на проспекте Аль-Фараби. Мне с самого начала казалось, что застройщики выбрали не самый лучший проект. Время подтвердило мои опасения: “Нурлы-Тау” - неудачный объект. Жилой комплекс “Столичный центр”, что на проспекте Абылай хана, выбивается из общей массы. Чтобы он вписался в окружающую архитектуру, его нужно было строить раза в три ниже. Недавно хотели переделать гостиницу “Алматы” и построить на ее месте современный пятизвездочный отель. Мы заявили на градостроительном совете о том, что гостиница - памятник архитектуры и его не стоит менять. А новое здание можно построить и в другом месте. Мы очень рады, что к нашему мнению прислушались.
- Вы сказали, что архитектура - это одежда. В таком случае каков стиль Алматы?
- У нашего города всегда был свой стиль: светлая архитектура, которая контрастировала с яркой зеленью, невысокая застройка, уютные дворики. Алматинская среда всегда была яркой. Сейчас все стало по-другому. Кажется, что город будто бы вырвался из неволи и понесся вперед. Если раньше это была утонченная леди, то сейчас серьезный, деловой мужчина. Сегодня рождается новый стиль Алматы, в нем есть разнотемье, но это совершенно нормально для такого большого города. Я считаю, что очень удачно создается образ проспекта Аль-Фараби. Хотелось бы, чтобы что-то подобное появилось по Абая в районе озера Сайран или в северных районах города. Хотя я не сторонник того, чтобы высотное строительство стало массовым, можно ограничиться жильем средней этажности. Но Алматы в любом случае будет развиваться и меняться так, что вскоре мы его не узнаем.

Оксана Акулова, фото Романа Егорова и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть