А лошадь-то сдохла!
Виктор ЯМБАЕВ: Нацпалата предпринимателей - еще один механизм “честного” отъема денег
Национальная палата предпринимателей из общественной организации превращается в государственное ведомство - соответствующий закон уже принят казахстанским парламентом. Что получат отечественные бизнесмены в обмен на обязательные членские взносы, размер которых будет устанавливаться на правительственном уровне? Об этом в интервью газете “Время” рассуждает президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор ЯМБАЕВ (на снимке).
- Виктор Вениаминович, как вы восприняли новость о том, что Национальная палата предпринимателей становится частью государственной машины?
- Безразлично. Я считаю, что объединение бизнесменов не должно быть госструктурой. Если честно, со стороны это выглядит как еще один инструмент честного отъема денег у предпринимателей. Я, кстати, был против того, чтобы национальная экономическая палата “Атамекен” собирала членские взносы. Но там можно было отказаться от членства и не платить. А здесь, как я понимаю, если ты занимаешься действительно крупным бизнесом, то будь добр - принеси и отдай. По сути, новая национальная палата - это еще одно подтверждение старой истины, что государство вправе отбирать деньги у своих граждан, чтобы кормить своих чиновников. Пока все, что мы слышали, - надо платить взносы, и всем будет хорошо. Ну ладно, давайте подождем, когда закон вступит в силу. Говорят, нельзя телегу ставить впереди лошади. А у нас нередко это делают, когда лошадь уже сдохла. Вот почему я не могу пока сформулировать свое отношение к новой палате: что за “телега” нас ждет - непонятно. Если почитать внимательно законопроект, то полномочий дают много. Получается, не палата предпринимателей, а в некотором роде экономический блок правительства. Вот дадут ли работать - другой вопрос...
- Возможно ли, что национальная палата станет реальной силой при принятии наиболее важных решений правительства?
- В идеале, конечно, палату надо использовать как аналитическую структуру. Если к предпринимателям действительно начнут прислушиваться, то мы плохого не посоветуем. Также я надеюсь, что общественные объединения бизнесменов не закроются из-за появления одной большой палаты. Уверен, что их нужно сохранить: человек должен иметь возможность приносить пользу обществу, даже если он не платит членских взносов как винтик огромной корпорации. Ну и самое главное - получив статус госучреждения, национальная палата может изменить уже существующие законы в сторону их улучшения. Сейчас мы можем сколько угодно кричать о необходимости введения или отмены тех или иных поправок. Пока мы общественники, нас никто не слушает. А вот если об этом же настойчиво скажет правительственная структура - пусть попробуют ее игнорировать! Вполне вероятно, что советы реального бизнеса позволят отправить на заслуженный отдых часть чиновников, которые сейчас рулят экономикой, ничего в ней не понимая. Давайте будем честны: у нас огромное количество госслужащих, никогда нигде не работавших, кроме министерств и акиматов. Они же жизни не видели, цену деньгам не знают! Доказательство тому - постоянно скачущие цены на продукты. Люди просто не знают, как работают рыночные механизмы, но учат этому нас. Знаете, какая ситуация была раньше? Приходит новый министр в экономический блок, собирает общественные организации: давайте свои предложения - будем обсуждать. Мы на радостях испишем сотни страниц, а его переводят куда-нибудь послом или акимом. Приходит следующий: давайте свои предложения! И вот так все 20 лет... А мы ведь знаем все проблемы изнутри. Например, изменения в Налоговом кодексе не могут работать без изменений в Административном кодексе. И так далее. А если в нацпалате соберется костяк здравомыслящих людей, общественных деятелей, то результат будет. Если же нацпалата станет отстойником для сегодняшних чиновников, то пользы от нее ждать не приходится.
- Вокруг некоторых законопроектов в обществе идет весьма широкая дискуссия. Что мешает бизнесменам говорить вслух о своих проблемах?
- А мы и говорим - причем не только тогда, когда вопрос касается непосредственно нас. Приведу простой пример. Буквально на этой неделе приняли поправки, запрещающие использование травматического оружия. Теперь законопослушные граждане, регистрировавшие этот инструмент самообороны, должны разоружиться в обязательном порядке. А те, кто пользовался им нелегально, - в том числе с преступным умыслом - будут и дальше таскать с собой “травматы”. Сколько общественники трубили, что это мера ничего не изменит? Никто их не слушал. При этом руководителей Министерства внутренних дел спрашивали: вы гарантируете, что на улицах станет безопаснее? Нет же, не берут они на себя такую ответственность! И вот теперь, когда поправки вступят в силу, мы начнем просчитывать, помогло это или нет. Так это надо делать прежде, чем разрабатывать закон! Ведь можно проследить, что уличная преступность напрямую связана с безработицей в регионе и даже в стране. А почему у людей нет работы? Потому что правительство занято разработкой очередных запретов - ему некогда заниматься созданием рабочих мест. Нет глубокого анализа ситуации в стране. Или возникает необходимость пополнить бюджет - тут же повышаются штрафы за нарушение ПДД и так далее.
- Много было споров о том, кто должен платить членские взносы и в каком размере. В итоге принято решение, что малый бизнес освобождается от их уплаты в течение 5 лет. Справедливо?
- Знаете, мне интересно, что будет делать национальная палата, если бизнесмены вдруг не смогут платить. Какие меры принимать? Напускать на них финпол, сажать в тюрьму за долги? Эти вопросы следует проработать тщательнее. Ну а вообще хорошо, что всякие крупные компании, особенно нефтяники, будут своими деньгами помогать объединению. Они и так освобождены от уплаты НДС. Выкачивают полезные ископаемые, принадлежащие народу, при этом на содержание народа денег не дают. Так что с них не убудет! Сейчас смотришь: иностранцы уже полностью освоили наши недра. Ничего их делать не заставишь: ни дорогу построить, ни школу для детей. Каждую копейку - в офшор. Ну вот и узнаем, как они будут в новых условиях действовать, какие лазейки искать.
- Вы лично готовы пойти работать в новую структуру?
- Я же говорил уже: именно общественные организации могут стать подспорьем для национальной палаты. Я сам готов вкладывать свои знания и опыт, чтобы эта структура приносила пользу. В чем главное отличие общественников от госслужащих? Мы владеем информацией. Это ведь к нам идут люди со своими проблемами, это нам они рассказывают, кто вымогает у них взятки, кто их кошмарит. Я, кстати, на всяких “круглых столах” всегда говорю чиновникам: вы думаете, взятки вас сделают счастливее? Бизнесмен их отрывает от себя, плюет в этот чемоданчик с “зеленью”, когда везет своему “деловому партнеру” из властных структур. Знаете, несет человек мзду чиновнику, а сам думает: “Чтоб ты подавился!” Если новая структура будет реально бороться с коррупцией - это станет огромным шагом вперед.
Беседовал Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
02.07.2013