830

Рекорд по выборам и геополитика

В 2024 году мировая экономика рискует приблизиться к границе рецессии

Рекорд по выборам и геополитика

В наступившем году мировая экономика может замедлить рост до 2,6%, что считается значением, близким к границе рецессии по определению Международного валютного фонда (МВФ). Главной угрозой в новом году аналитики называют риски дестабилизирующих геополитических событий. А журнал Economist отметил, что 2024-й станет “крупнейшим годом выборов в истории”, они пройдут в 76 странах, включая некоторые государства, которые так или иначе связаны с конфликтными территориями.

Особенности траекторий

Год назад Всемирный банк (ВБ) предсказывал, что мировая экономика в 2023 году подойдет “опасно близко” к рецессии, однако этого не произошло: консенсус-прогноз Reuters от декабря говорит о том, что по итогам 2023 года глобальный рост составил 2,9% - почти на уровне долгосрочного среднего (3%). Большинство экономистов перенесли ожидания замедления глобального ВВП на 2024 год. Консенсус агентства Reuters - 2,6%, но некоторые инвестбанки ожидают более низких темпов.

Аналитики Deutsche Bank прогнозируют рост мировой экономики в 2024 году на 2,4%, напоминая, что рост мирового ВВП ниже 2,5% принято считать рецессией на глобальном уровне (так определяли экономисты МВФ). Самый низкий прогноз - у Citi Research: лишь 1,9% на 2024 год. “Десинхронизация является словом 2023 года: у большинства крупных экономик свои собственные очень особенные траектории роста и экономические нарративы. Продолжится ли эта десинхронизация в 2024 году? Это большой вопрос”, - пишет Citi.

Практически все аналитики отмечают повышенный риск геополитических событий, которые могут повлиять на экономический рост в 2024 году. Журнал Economist назвал 2024-й “крупнейшим годом выборов в истории”: в 76 странах пройдут выборы, и, по оценке издания, в 43 из них выборы будут “полностью свободными и честными”. “Выборы в США окажутся центральными с точки зрения эволюции геополитических рисков”, - написало 15 декабря европейское рейтинговое агентство Scope Ratings. Подготовка к этим выборам идет на фоне “двух крупных конфликтов” - войны России в Украине и конфликта Израиля с радикальным палестинским движением ХАМАС в секторе Газа, указывает J.P. Morgan Research.

Пик высоких ставок

Центральные банки, включая Федеральную резервную систему (ФРС) США, Европейский центробанк и Банк Англии, резко повысили ключевые ставки с начала 2022 года, стремясь обуздать инфляцию. Ставка ФРС, еще в марте 2022-го находившаяся практически на нуле, сейчас находится на рекордном за 22 года уровне (5,25-5,5% годовых). Однако к концу 2023 года ставки вышли на плато: в последние месяцы основные центробанки развитых стран держат их неизменными.

Центробанки развитых экономик, по-видимому, закончили с ужесточением монетарной политики, ставки продержатся на текущих повышенных уровнях еще какое-то время в 2024 году, после чего начнется “медленный и устойчивый” цикл их снижения, пишет австралийская инвесткомпания IFM Investors. Ставки в развитых странах действительно заканчивают или уже закончили свой рост, и по мере развития рецессии, которая пока не началась в США, их начнут снижать, согласен главный экономист российской управляющей компании “Ингосстрах-Инвестиции” Антон ПРОКУДИН.

- Учитывая, что начала рецессии в США мы ждем уже в ближайшее время, а в Европе она, вероятно, наступила, то ожидать начала цикла смягчения денежно-кредитной политики можно уже в 2024 году, - отметил он.

Такую точку зрения на экономику США разделяет Deutsche Bank. По словам его аналитиков, эффекты интенсивного ужесточения монетарной политики спровоцируют “мягкую рецессию” в США в первой половине 2024 года, в результате чего рост ВВП за весь год сократится до 0,6% по сравнению с ожидаемыми в 2023-м 2,4% роста. ФРС ответит на это снижением ключевой ставки на 175 базисных пунктов с текущего уровня, прогнозируют в Deutsche Bank. В J.P. Morgan Research полагают, что ФРС начнет снижать ставки в третьем квартале 2024 года.

Однако рейтинговое агентство Fitch Ratings считает, что американской экономике удастся избежать рецессии. По его оценке, ВВП США вырастет на 1,2%. Тем не менее “рост существенно замедлится на фоне торможения доходов домохозяйств и прибылей корпораций, ослабления кредитования и инвестиций и роста реальных процентных ставок”, указывает Fitch.

Скорее всего, ставки мировых центробанков приблизились к пику, и их дальнейшее снижение практически гарантировано, но вопрос, насколько глубоким будет этот процесс, рассуждает главный экономист российского рейтингового агентства “Эксперт РА” Антон ТАБАХ.

- Есть разные сценарии - скорее всего, ставки будут снижаться, но медленно и печально. То есть высокие ставки с нами надол­го, - полагает он.

Центробанки крупнейших развитых стран привержены идее сохранения высоких ставок на более долгий период для достижения устойчивого снижения инфляции, отмечают в “Эксперт РА”.

По-видимому, в США и Великобритании будет что-то вроде “мягкой посадки”, а вот еврозона может оказаться в рецессии, поскольку от текущих геополитичес­ких рисков экономики стран ЕС скорее проигрывают, чем приобретают, добавляет Табах.

Глобальным инвесторам сейчас должны быть интересны безрисковые активы (гособлигации), говорит Прокудин.

- Доходность длинных госбондов только что упала, поэтому покупать их в моменте вряд ли стоит, лучше немного подождать возвращения их доходности наверх. А пока можно покупать более короткие гособлигации и ETF на них, - отмечает он.

Внимание на Китай и Индию

Управляющие активами, в частности, рекомендуют ставить на облигации развивающихся стран, поскольку ФРС США может начать снижать ставку, тогда как большинство азиатских центробанков в обозримом будущем скорее будут их удерживать.

Они особенно советуют присмотреться к бондам Индии, учитывая их относительную дешевизну и ожидаемую победу действующего премьер-министра Нарендры МОДИ на выборах в мае 2024 года. Это “даст стабильность и преемственность в плане продолжения его модели экономической либерализации и глобализации”, заявил портфельный управляющий Western Asset Management Дес­монд СУН.

Глобальный рост в 2024 году будет во многом зависеть от вклада Китая и Индии, отмечает Deutsche Bank. По оценкам МВФ из октябрьского Всемирного экономического прогноза, в 2022 году доля Китая в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) составляла 18,4%, Индии - 7,3%. К 2028 году экономический вес Индии вырастет до 8,8%, КНР - до 19,6%, ожидает МВФ. На 2024 год Deutsche Bank прогнозирует реальный рост ВВП Китая на 4,7%, а Индии - на 6%.

Scope Ratings считает, что в 2024 году экономический рост в Китае замедлится до 4,4%, что будет отражать тяготение к более низкому среднесрочному потенциальному росту в 4%. Рейтинговое агентство подчеркивает, что госдолг КНР в максимально широком понимании (с учетом долгов местных администраций и подконтрольных властям забалансовых структур) за 2022 год оценивался в 110% ВВП с перспективой роста до 147% к 2027 году - “существенно выше” долговых метрик государств с сопоставимым уровнем богатства.

- В Китае вряд ли будет оживление на фоне рецессии в западном мире. Наоборот, там есть риск резкого оттока капитала и валютного кризиса, - считает Прокудин.

В то же время Китай может положительно удивить, если продемонстрирует более проактивное монетарное и фискальное смягчение, указывает в прогнозе на 2024 год инвестиционная компания Intermediate Capital Group.

Индия покажет “звездное выступление” в 2024 году, оптимистичен Deutsche Bank, прогнозируя, что индийская экономика удвоится в размере к концу этого десятилетия (а, например, европейская экономика вырастет только на 20% за тот же период).

- Индия быстро растет за счет низкой базы и останется фаворитом гонки еще долгое время, - подтверждает Прокудин.

- Индия пока не Китай, но она медленно забирает часть китайского рынка (как иностранных инвестиций - через релокацию производств, так и внешней торговли), - замечает старший преподаватель департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики российского НИУ ВШЭ Ксения БОНДАРЕНКО.

Риск “идеального шторма”

В ежегодном опросе институциональных инвесторов от Natixis геополитический риск тревожит респондентов больше, чем возможные ошибки в политике центробанков или замедление китайской экономики. В 2024 году выборы состоятся во многих странах, включая Тайвань (январь), Россию (март), Великобританию (вероятно, весна), Мексику (июнь), Евросоюз/Европейский парламент (июнь), Венесуэлу (второе полугодие), США (ноябрь).

В частности, на Тайване претендует на победу кандидат от правящей партии ЛАЙ Циндэ, тяготеющий к идее независимости острова. При этом большинство жителей Тайваня не поддерживают ни провозглашение независимости, ни объединение с КНР, выступая за сохранение мирного статус-кво.

“Хотя большинство экспертов оценивают краткосрочный риск вторжения Китая на Тайвань как низкий, продолжающаяся экспансия КНР в Южно-Китайском море увеличивает риск военных инцидентов”, - пишет Intermediate Capital Group. От полупроводников, производимых на Тайване, зависит практически все мировое высокотехнологичное производство, и поэтому геополитическое противостояние вокруг острова останется актуальным, говорит Бондаренко.

Выборы в США точно спровоцируют “масштабные рыночные заголовки”, уверены экономисты Deutsche Bank. По их мнению, все идет к тому, что выборы-2024 станут повторением поединка между предыдущим и действующим президентами страны Дональдом ТРАМПОМ и Джо БАЙДЕНОМ.

На данный момент исход таких выборов выглядит “крайне неопределенно”, пишут авторы. Если победит Трамп, политика в вопросах поддержки Украины и Израиля, торговых партнерств, иммиграции и экологии может резко поменяться, констатируют они.

IFM Investors указывает на медленные, но “тектонические” сдвиги в геополитических и экономических альянсах: трения между условным блоком БРИКС+ и развитыми экономиками “грозят быть дестабилизирующими”.

“Мирный дивиденд”, благодаря которому дополнительно росли западные экономики в последние десятилетия, начинает распадаться, пишет Deutsche Bank, а геополитическая фрагментация влияет на изменение глобальных потоков и географии прямых иностранных инвестиций, вызывая и другие макроэкономические эффекты. И если геополитическая напряженность наложится на рецессию в мире, “это станет идеальным штормом для финансовых рынков”, резюмирует Прокудин.

rbc.ru

Поделиться
Класснуть