694

А диктаторам тоже польза

Для защиты демократии от американских и китайских онлайн-платформ Европа ограничила свободу в интернете

А диктаторам тоже польза
Активист в маске владельца Meta Марка ЦУКЕРБЕРГА на акции в поддержку закона о цифровых услугах у здания Еврокомиссии в Брюсселе.

Европейский союз первым в мире вводит в действие масштабный свод правил интернет-эпохи, которым отныне должна будет соответствовать вся цифровая европейская действительность - от онлайн-торговли до постов в соцсетях. Цель - ограничить свободу американских и китайских хай-тек-гигантов работать в интернете по правилам Дикого Запада, а европейцам дать демократические рычаги ограничения власти титанов вроде Google, Meta, Apple и Amazon.

Кто устанавливает правила

За европейской попыткой написать конституцию интернета следит весь мир. Развитые демократии готовы перенять европейский опыт, если он окажется удачным и выстоит в борьбе с интернет-компаниями, готовыми судиться за право продолжать играть по собственным правилам.

А диктаторам всех мастей тоже польза - теперь они могут списывать собственную цензуру и запреты на “европейский опыт”.

Два закона из нового свода правил - о цифровых услугах и о цифровых рынках - уже вышли на финишную прямую. На прошлой неделе Еврокомиссия назвала поименно компании, которым придется подчиниться новым требованиям под угрозой гигантского штрафа или запрета предоставлять услуги пользователям в ЕС. Остальным дали еще примерно полгода на подготовку.

Идею регулирования интернета описала глава Еврокомиссии Урсула фон дер ЛЯЙЕН:

- Все, что является нарушением закона в офлайне, должно быть вне закона и онлайн, - сказала она. - Мы сделаем так, чтобы интернет был безопасным пространством, в котором гарантированы свобода слова для граждан и справедливая конкуренция для бизнеса.

До сих пор интернет-платформы сами определяли правила игры для своих сервисов вроде Instagram, Google Play или Amazon Marketplace. Они сами следили за их соблюдением, сами решали, кто нарушил, а кто нет, и сами выступали арбитрами собственных решений, если с ними не соглашались заблокированные пользователи.

Не только по желанию платформ

Новые законы дадут демократически избранным властям стран ЕС право участвовать в этих процессах, определять, что можно делать, а чего нельзя. Более того, они определят механизмы наказания и разрешения споров с участием третьих сторон.

Теперь платформы заставят оценивать риски и принимать меры не по собственному желанию, а по закону.

- Компании, которых 20 лет назад вообще не существовало, выросли в гигантов. У них миллиарды пользователей во всем мире. Они стали привратниками интернета и получили гигантскую власть над нашими судьбами, - описала главную цель новых законов вице-президент Еврокомиссии Маргрет ВЕСТАГЕР.

Она уже много лет возглавляет антимонопольную вендетту ЕС против титанов американской Силиконовой долины.

- В их власти наша безопас­ность. Они решают, появится ли на интернет-платформах опас­ный продукт или вредоносный контент, они решают, как быстро убрать его, - сказала она. - В их власти даже задавать направление политической дискуссии и защищать - или подрывать - демократию в наших странах.

С принятием законов почти полмиллиарда граждан 27 стран ЕС получат больше контроля и возможностей влиять на свои отношения с интернет-компаниями.

Например, им гарантируют право без труда удалять предустановленные программы и получать доступ к приложениям и аппсторам других операционных систем и платформ, отписываться от сервисов с той же легкостью, с какой их завлекают подписаться на них.

Они получат право узнать, почему им показывают ту или иную рек­ламу, и право отказаться от персонализации на основе анализа их поведения в сети.

ЕС определил первые 19 онлайн-платформ (16 самых популярных - на снимке) для DSA в апреле 2023 года. В список попали все, у кого больше 45 млн пользователей (10% населения ЕС).

А новым мессенджерам дадут право требовать минимальной совместимости у существующих, чтобы пользователи могли обмениваться сообщениями напрямую (в первые полгода) и в группах (в течение двух лет). Через четыре года по закону должна быть гарантирована полная совместимость, включая аудио- и видеозвонки.

За конкуренцию. Против Китая

Вестагер напомнила, что все те американские гиганты, которые ЕС сейчас принялся регулировать, появились на свет только благодаря свободному рынку и конкуренции в западной экономике.

Теперь они стали большими и превратились в угрозу этой самой демократии, поэтому ЕС взялся восстанавливать питательную среду для будущих прорывов.

- В этом сила открытых рыночных экономик. И залог успеха - в состязании с автократиями, - сказала Вестагер. - Чтобы выиграть конкуренцию с Китаем, демократиям нужно не защищать существующий бизнес, а создавать конкурентные условия, в которых будут рождаться новые идеи и будет развиваться новый бизнес. Именно для этого мы приняли Digital Markets Act (DMA, закон о цифровых рынках).

Как и закон о цифровых услугах Digital Services Act (DSA), DMA вступил в силу еще в ноябре прошлого года, а окончательно заработает к весне 2024-го.

Цель DMA - обеспечить свободную и честную конкуренцию на цифровых рынках, где доминируют так называемые привратники, или посредники (gatekeepers). В эту категорию ЕС на прошлой неделе включил американские Google, Microsoft, Apple, Amazon и Meta, а также китайскую ByteDance, владельца TikTok.

- Все это давно проходили такие секторы, как банковское дело, телекоммуникации, энергетика, транспорт. В них регулирование и защита конкуренции работают рука об руку. Наконец-то та же реальность пришла в цифровой мир, - сказала Вестагер.

Цель DSA - “перераспределить баланс ответственности юзеров, платформ и властей в соответствии с европейскими ценностями”, объяснила Еврокомиссия.

Сейчас под действие DSA подпадают два десятка крупнейших платформ, включая Х (бывший Twitter) американского предпринимателя Илона МАСКА, чье заявленное представление о свободе выражения сильно расходится с записанным в европейских законах.

С весны требованиям DSA должны будут соответствовать все остальные: интернет-магазины, аппсторы, соцсети, сервисы обмена контентом, онлайн-посредники бронирования билетов и гостиниц и им подобные.

- Мы регулируем не контент, а то, как с ним обращаются интернет-компании, - сказала Вестагер. - Мы защищаем потребителей от всего незаконного и вредоносного. И в равной степени защищаем права и свободы, в том числе свободу слова. Мы хотим большей прозрачности и хотим, чтобы у пользователей было больше возможностей оспорить удаление их контента.

Появление стороннего арбит­ра в споре с соцсетями - главная гарантия того, что новые законы ограничат только одну свободу в интернете - абсолютную свободу платформ делать что заблагорассудится.

- Существует серая зона между нарушением закона и реализацией законного права на свободу выражения. Мы просто обязаны найти здесь правильный баланс, - сказала Вестагер. - Иначе есть риск, что авторитарные режимы по всему миру скажут: “Ага! Вот и европейцы тоже ввели цензуру, так что теперь какие к нам претензии?!”

bbc.com

Поделиться
Класснуть