Когда Америка чихнёт...
США вплотную подошли к первому в своей истории дефолту
Конгресс с января не дает правительству наращивать госдолг, и уже через месяц самая богатая страна мира может перестать платить по счетам. Дефолт обернется катастрофой для Америки и вызовет кризис во всем мире. Как до этого дошло, что еще можно сделатьи что будет, если дефолт по долгу на астрономическую сумму $31,4 трлн все-таки случится?
Неужели закончились деньги?
Нет, не закончились, но США тратят из бюджета больше, чем собирают налогов. Недостающее берут в долг. Дефицитный бюджет утвердил конгресс, а теперь он же не дает занимать.
Проблема в том, что максимальный объем госдолга ограничен законом. Потолок был достигнут в январе, но в очередной раз вместо рутинного пересмотра стал предметом политического торга. Республиканцы, контролирующие нижнюю палату конгресса, требуют сократить расходы бюджета и отказываются поднимать потолок без уступок со стороны демократов, под контролем которых и верхняя палата сената, и Белый дом.
Президент США Джо БАЙДЕН пообещал встретиться с республиканцами, но предупредил, что не собирается торговаться об увеличении лимита заимствований.
- Это не обсуждается, - сказал он.
Пока Минфин тратит заранее накопленные на своем счету деньги и текущие налоговые доходы, но без новых долгов уже в июне ему не хватит на все. Выбирать, кому платить, а кому нет, он не уполномочен, поэтому вынужден будет остановить все платежи, в том числе по госдолгу, чего не было ни разу в американской истории.
- Дефолт по нашим долгам приведет к экономической и финансовой катастрофе, - предупредила министр финансов Джанет ЙЕЛЛЕН.
Кризис расползётся по миру
Мировая финансовая система основана на представлении, что США никогда не объявят дефолта по своим обязательствам в долларах, потому что сами их печатают сколько потребуется. Госдолг США - главный резервный актив в мире, почти 60 процентов накоплений хранится в долларах (20% в евро, по 5% - в иенах и фунтах, 3% - в юанях).
- Дефолт будет иметь серьезные и продолжительные финансовые и экономические последствия. Не нужен даже сам дефолт - одна угроза невыполнения обязательств обрушит рынки и ударит по доходам населения, - предупреждают экономисты Белого дома.
- Финансовые рынки потеряют веру в Соединенные Штаты, курс доллара упадет, акции рухнут. Рейтинг США наверняка будет понижен, кредиты подорожают, - прогнозировал совет экономических консультантов (Council of Economic Advisers) в разгар предыдущего спора о потолке госдолга два года назад.
Когда Америка чихает, простужается весь мир, как продемонстрировал 2008 год. Тогда финансовый кризис в США привел к спаду мировой экономики, от которого мир приходил в себя целое десятилетие.
“Последствия дефолта не будут ограничены Соединенными Штатами. Финансовый кризис начнет расползаться, и мировая экономика окажется перед угрозой рецессии”, - пишут советники Байдена.
На этот раз все будет даже хуже, предупреждают они, потому что в отсутствие возможности занимать у правительства еще и не будет денег на господдержку, чтобы смягчить последствия кризиса, как после финансового коллапса 2008 года и в пандемию ковида.
Рецессия сейчас совсем некстати. Мир еще не оправился от ковидного кризиса. Вторая после США экономика - Китай - только начала восстанавливаться, а третью по размерам европейскую экономику лихорадит от энергетического кризиса и войны России против Украины.
Можно ли избежать катастрофы?
Самый простой способ - повысить потолок госдолга или отменить его. Для этого нужно согласие конгресса. Пока его нет, правительство может оттягивать дефолт благодаря целому набору экстренных мер - от пресных до экстравагантных вроде чеканки платиновой монеты в $1 трлн.
Как долго кабинет Байдена сможет и, главное, захочет выкручиваться - вопрос на $31,4 трлн. Оценки разнятся от июня до октября, а то и до 2024 года.
Вот примерный перечень мер, которые теоретически позволяют США избежать дефолта, даже если конгресс так и не разрешит увеличивать госдолг.
Прикрыться Конституцией. Конституция США запрещает не платить по долгам - про это говорится в 14-й поправке. Минфин может сослаться на нее и продолжать занимать на рефинансирование как ни в чем не бывало. Однако этот путь ведет в суды и превращает бухгалтеров Минфина из технократов в активных участников политического побоища между республиканцами и демократами, чего они всеми силами пытаются избежать.
Платиновая монета в $1 трлн. В теории у Минфина есть право отлить коллекционную платиновую монету любого номинала, хоть в 1 трлн долларов, и под залог этой монеты получить наличные в Центробанке - Федеральной резервной системе США. Однако поскольку спор политический, а ФРС вне политики, она может монету и не принять, чтобы не ставить под вопрос собственную независимость.
Еще один трюк ФРС: купи-продай. По той же причине Центробанк вряд ли согласится на другой маневр: в случае дефолта скупить облигации, по которым Минфин не может выплатить основной долг, и продать на ту же сумму не попавшие в дефолт аналогичные облигации из своего гигантского портфеля американского госдолга. Поскольку единственная цель подобной операции - помочь правительству выйти из неудобного положения, а никакого экономического смысла в купи-продай нет, согласие ФРС подмочит его репутацию независимого Центробанка и подорвет доверие к денежно-кредитной политике главной финансовой державы планеты со всеми вытекающими последствиями. Попытка избежать одного кризиса приведет к другому.
Одним платить, другим нет. Теоретически Минфин способен приоритизировать платежи и платить сначала по долгам, а потом то, что останется, делить между американскими бюджетниками. Как выразился лидер демократов в сенате Чак ШУМЕР, “республиканцы взяли в заложники американский народ” и поставили его перед выбором: либо дефолт по обязательствам перед кредиторами, либо “дефолт по обязательствам перед Америкой - резкое сокращение ассигнований на безопасность, поддержку ветеранов, семей, учителей и детей”.
Минфин утверждает, что ни технически, ни политически не способен на приоритизацию. Может платить либо всем, либо никому. Он не наделен правом определять, какие из утвержденных конгрессом расходы важнее и приоритетнее других, и любая попытка добровольно взять на себя эту функцию захлебнется в цунами судебных исков.
- Приоритизация не решит проблемы потолка госдолга. Приоритизация означает просто неплатежи по счетам правительства. Такого не было с 1789 года, - сказала министр финансов Йеллен. - Если мы перестанем платить, случится экономический и финансовый коллапс.
Бухгалтерские маневры. Правительство временно приостановило выпуск госбумаг в адрес госучреждений и фондов вроде пенсионного фонда для бюджетников и инвестиции долларовой части стабфонда в госбумаги. Такие “бухгалтерские маневры” дадут возможность продержаться до июня, утверждает Йеллен.
Долговые маневры. Невозможность увеличивать долг не лишает Минфин права выпускать новые облигации на сумму тех, чей срок погашения подошел, в день погашения. Другой долговой маневр - выпуск облигаций с гигантским купоном, который позволит получить деньги сейчас, не увеличивая долг. Обе пожарные меры не решают проблемы фундаментально. К тому же выпуск новых долговых бумаг в этом случае противоречит пусть не букве, а духу закона о потолке госдолга. Угроза судебного разбирательства демотивирует Минфин и повышает цену заимствований.
Шатдауны - просто бледная тень
“Все эти сомнительные маневры не позволят избежать хаоса, рожденного самим фактом достижения потолка госдолга, - пишут экономисты Брукингского института (США) Венди ЭДЕЛЬБЕРГ и Луиза ШАЙНЕР. - Единственное эффективное решение - незамедлительно повысить потолок госдолга, а еще лучше - отменить его вовсе”.
- Можно сколько угодно анализировать экономические и финансовые аспекты этой ситуации, но в итоге все сводится к тому, что проблема политическая, - соглашается аналитик Bespoke Investment Group по макроэкономике Джордж ПЁРКС. - Политики проблему создали, они же ее усугубили, и только они способны решить ее. Только политически - другого пути нет.
Эксперты в один голос говорят, что бодание продолжится до последнего. На это указывает и опыт предыдущих подобных кризисов.
США никогда не доводили до дефолта, но несколько раз были в подобной ситуации, когда потолок долга был достигнут, а конгресс отказывался увеличить его. Всякий раз потолок в итоге либо поднимали, либо приостанавливали его действие еще до того, как у Минфина заканчивались деньги на оплату 100% счетов.
Но все равно не обошлось без последствий. В 2011 году схватка тогдашнего, 44-го президента-демократа Барака ОБАМЫ и демократического сената с республиканцами в палате представителей тянулась до последнего. Угроза дефолта была насколько реальна, что рынки охватила паника, а кредитный рейтинг США был понижен.
Дефолт - более серьезная проблема, чем второй известный тип американского бюджетного кризиса, так называемый шатдаун. В этом случае конгресс просто не выделяет денег на финансирование бюджетников, и бюрократия частично сворачивается.
Однако шатдаун затрагивает только расходы на госуправление, которые не превышают 25% всех трат бюджета. Ни социальные выплаты, ни возможность выпускать и рефинансировать долг не ограничиваются.
Шатдаунов было уже два десятка, и большинство прошли незамеченными или продолжались не больше одного рабочего дня.
- Экономические последствия шатдаунов - бледная тень того, что может быть в случае дефолта по обязательствам правительства из-за потолка госдолга, - предупредил Белый дом.
bbc.com