Близка украинская ночь?

Напряженные отношения с МВФ и Россией могут в ближайшие три года привести Незалежную к дефолту
Заморозка сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) и необходимость погасить долги по кредитам вынудят Украину потратить оставшиеся золотовалютные резервы. Сейчас украинская экономика демонстрирует результаты хуже прогнозируемых, что связано с отсутствием инвестиций. При отсутствии реальных реформ на ближайшие годы Украина войдет в стагфляцию, когда рост цен будет наблюдаться на фоне отсутствия роста экономики.
Вероятность дефолта Украины в ближайшие три года выросла до 17,8%, говорится в исследовании агентства Bloomberg. В середине августа доходность трехлетних гособлигаций выросла на 43 б. п. и составила 8,32%. Это не означает, что страна объявит о своей неплатежеспособности в этом году, но свидетельствует об ухудшении экономической ситуации. Последний раз украинские ценные бумаги так сильно дорожали в феврале после того, как министр экономики Айварас АБРОМАВИЧУС заявил об уходе.
В прошлом году Украина смогла избежать дефолта только благодаря удачному завершению переговоров Министерства финансов с держателями украинских евробондов во главе с Franklin Templeton.
Кредиторы списали 20% долга, размер которого составлял $18 млрд. В свою очередь правительство Украины выпустило новые евробонды с погашением в 2019 - 2027 годах взамен еврооблигаций со сроком обращения с 2015 по 2023 год. Ставка купона составит 7,75% годовых, тогда как для бумаг раннего выпуска она была 7,22% годовых.
Единственная, с кем украинскому Министерству финансов не удалось договориться, - это Россия. Украина должна была вернуть заем в размере $3 млрд. в декабре прошлого года, но так и не сделала этого. Сейчас это дело рассматривается в Высоком суде Англии.
Одна из причин роста рисков по украинскому долгу - обострение отношений между Украиной и Россией. Доходность государственных облигаций выросла после того, как президент России Владимир ПУТИН заявил о пойманных украинских диверсантах в Крыму в первой половине августа.
Масла в огонь подлил президент Украины Петр ПОРОШЕНКО, который сообщил о возможном российском вторжении, что могло испугать инвесторов.
“Вероятность эскалации конфликта остается значительной”, - сказал Порошенко.
Но более важное значение для инвесторов играет сотрудничество страны с МВФ, без которого заморожена и другая помощь, необходимая государству для закупки газа и обслуживания внешнего долга. По оценкам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега УСТЕНКО, для этой цели стране необходимо около $3 млрд.
Первый крупный платеж по еврооблигациям в размере $500 млн. Украина должна была сделать 1 сентября. Министерство финансов смогло собрать эту сумму, но в дальнейшем придется использовать золотовалютные резервы.
Их размер сейчас составляет около $14 млрд. и позволяет покрыть норматив, то есть обеспечить три с половиной месяца беспрерывного импорта. “Но если эта пропорция будет нарушена, то нервничать начнут кредиторы частного сектора, задолженность перед которыми составляет около $100 млрд.”, - говорит Олег Устенко. Они могут потребовать либо дополнительного финансового обеспечения, либо вернуть всю сумму займа. У многих украинских компаний нет возможности перекредитоваться у третьих лиц.
Украина уже год не получает финансовую помощь от МВФ. Представители международной организации недовольны прогрессом страны в борьбе с коррупцией. И МВФ не внес рассмотрение украинского вопроса в свою программу до 7 сентября.
Без транша МВФ Украине придется туго, констатируют эксперты. Курс гривны может взлететь до 30 гривен за доллар (сейчас доллар продается по 26,4 гривен), а эмитировать придется гораздо больше планируемых 38 млрд. гривен. Это, в свою очередь, подстегнет инфляцию, размер которой по итогам этого года должен составить 15% годовых.
Правительство надеется на положительный исход переговоров с фондом. МВФ очень близок к решению о выделении Украине следующего транша финансовой помощи, который разблокирует еще примерно до $2 млрд. кредитов, заявил министр финансов Александр ДАНИЛЮК.
Глава украинского ведомства разъяснил, что размер третьего транша составит около $1 млрд. (ранее планировалось $1,7 млрд.), а страна также рассчитывает привлечь в бюджет еще $1 млрд. под гарантии правительства США, 600 млн. евро макрофинансовой помощи Европейского союза, а также другие кредиты на закупку газа.
В обмен на финансовую стабильность Украина согласилась ужесточить контроль за доходами и расходами чиновников. “Руководитель Государственной службы специальной связи и защиты информации сообщил, что сертификат готов. Сегодня в конце дня (31 августа. - Ред.) он должен быть вручен представителям Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Программа кардинально переработана”, - заявил президент Украины Петр Порошенко.
Результат работы оказался хуже прогнозируемого, поэтому страна и нуждается в финансовой помощи. Например, МВФ ухудшил прогноз роста ВВП Украины на этот год с 2 до 1,5%. Украина так и не смогла приступить к масштабной приватизации в этом году. По данным аналитиков инвесткомпании Dragon Capital, в 2016 году Украина привлечет около $4 млрд. прямых иностранных инвестиций, 80% которых предоставят банки.
Промышленное производство, по данным Государственной службы статистики, в июле сократилось на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ускорение инфляции в производственном секторе (в июле цены выросли на 18,8% в годовом исчислении) угрожает переходом инфляции в более сложный вид - от инфляции вследствие девальвации в инфляцию издержек, утверждает управляющий партнер компании Capital Times Эрик НАЙМАН. “Таким образом, вкупе со стагнацией экономики появляются первые признаки перехода Украины в стагфляцию - нулевые темпы экономического роста плюс высокая инфляция”, - отмечает он.
И добавляет, что побороть ее монетарными методами практически невозможно, и стране необходимы реальные реформы. Пока же правительство готово проводить изменения только под нажимом международных кредиторов.
Газета.ru
А тем временем
Сократятся до чёртовой дюжины
Доходы федерального бюджета России в отношении к ВВП продолжат сокращаться в ближайшие три года, а в 2019 году снизятся до 20-летнего минимума - 13,3% ВВП, сообщила газета “Ведомости” со ссылкой на проектировки бюджета 2017-2019 годов. Газета отмечает, что меньше - 12,8% ВВП - было только в 1999 году.
Согласно прогнозу структуры доходов бюджета, по данным “Ведомостей”, нефтегазовые доходы продолжат сокращаться и в номинальном выражении, и по отношению к ВВП, а ненефтегазовые увеличиваются в номинальном выражении, но темп их роста отстает от темпа номинального ВВП.
Доля доходов, перераспределяемых через федеральный бюджет, в ближайшие три года упадет до 13,7% ВВП, тогда как за предыдущие десять лет составляла в среднем 20% ВВП. Причина - сокращающиеся нефтегазовые доходы. В 2016-м они принесут бюджету менее 6% ВВП доходов, а десять лет назад, в 2006 году, приносили 10%; в 2018-2019 годах этот показатель составит менее 5%. Ненефтегазовые доходы между тем не компенсируют это снижение.
Как отмечают “Ведомости”, расчеты на ближайшие три года сделаны исходя из базового варианта обновленного прогноза МЭР, согласно которому цена нефти остается на уровне $40 за баррель все три ближайших года.
Доходы бюджета в 2016 году, согласно расчетам Минфина, будут на 1,2 трлн. рублей меньше (около $18,4 млрд.) чем планировалось законом о бюджете, который принимался исходя из $50 за баррель. Новая оценка - $41 за баррель. Доходов в 2016 году по сравнению с 2015-м окажется меньше на 8%, а с учетом среднегодовой инфляции их спад в реальном выражении превысит 15%. Расти доходы, по прогнозу Минфина, начнут только в 2018 году, но медленнее среднегодовой инфляции. В итоге в реальном выражении они сокращаются почти на четверть к уровню 2015 года.
Расходы за тот же период сократятся в реальном выражении почти на 20% - при условии, что их уровень будет заморожен на все три года, как предполагает кабмин, и что расходы 2016 года будут также сокращены до этого уровня. Без сокращения расходов дефицит 2016 года превышает 4%, в то время как Минфин хочет уложиться в 3,3%.
При замораживании номинальных расходов на ближайшие три года в то же время требуется либо сократить их на 3,5 трлн. рублей (почти $54 млрд.), либо на эту сумму увеличить доходы. Иначе планируемого Минфином последовательного снижения дефицита не получится. Правительство пока отвергает предложения министерства об увеличении доходов за счет повышения налогов с 2018 года.
РБК

