1695

Мифология певца Абхазии

В минувшее воскресенье в возрасте 87 лет умер писатель и поэт Фазиль Искандер

Как сообщили СМИ представители семьи, Фазиль ИСКАНДЕР скончался в 11.30 утра 31 июля во сне в своей кровати на даче в подмосковном Переделкино. “Он до последнего момента вел активный образ жизни, и ничто не предвещало беды”, - сообщила вдова писателя Антонина ИСКАНДЕР.

Писатель и поэт Фазиль Искандер - автор, который на русском языке рассказывал читателям о своей родной Абхазии, на вопрос о своей национальной принадлежности отвечал неоднократно на протяжении всей жизни. Вопрос этот не праздный - будучи членом Союза писателей и прожив значительную часть жизни в Москве, Фазиль Абдулович никогда не терял связи с родной Абхазией. Хоть и писал про нее исключительно на русском языке. Сам писатель говорил, что он “русский писатель”, но “певец абхазского народа”, и более точное определение, пожалуй, придумать сложно.
Он родился в Абхазии в 1929 году, а в Москву уехал только после окончания школы.
В столице Советского Союза он учился в библиотечном институте (сейчас Государственный институт культуры), потом перешел в Литературный институт имени Горького, а после получения диплома недолго, всего два года, работал журналистом. А в 1956-м вернулся в Абхазию - редактором в местном отделении Госиздата.
Искандер рассказывал, что в годы его детства, прошедшие в Сухуми и Чегеме, на улицах звучала персидская, абхазская, грузинская, русская, армянская речь. “Все это многоязычное варево сливалось для меня в единую не просто звуковую, но и смысловую симфонию”, - говорил в одном из интервью писатель. Это слияние, отсутствие противоречий между внешне очень разными культурами стали в дальнейшем фундаментом его прозы, которая не случайно до сих пор пользуется популярностью и за пределами территории бывшего СССР.
И неудивительно, что начинал Фазиль Абдулович как поэт, а прозу начал писать сравнительно поздно - в 1962 году.
Слава пришла довольно быстро - в 1966-м в “Новом мире” напечатали повесть “Созвездие Козлотура”, а уже в 1973 году там же были опубликованы первые новеллы из самого масштабного произведения Искандера - романа-эпопеи “Сандро из Чегема”. Уже по этим произведениям стало очевидно, что в советской литературе появился самобытный зрелый автор. Проза Искандера была пронизана солнечным абхазским юмором и мудростью, которую писатель называл “умом, настоянным на совести”. Когда в конце 1980-х “Сандро из Чегема” был опубликован полностью, Искандер удостоился сравнений с классиками мировой литературы уровня Уильяма ФОЛК­НЕРА, а для абхазов стал абсолютным классиком, уникальным писателем, которого на родине до сих пор называют просто по имени - Фазиль.
Впрочем, несмотря на популярность у читателей, произведения писателя регулярно подвергались цензуре.
Важнейшей своей задачей Искандер считал видеть правду и критиковать неправду, а потому в гармоничной мифологии “Сандро из Чегема” появлялись и “Большеусый” СТАЛИН, и другие реальные политические деятели. В 1979-м Фазиль Абдулович стал одним из авторов знаменитого неподцензурного альманаха “Метрополь”, где была опубликована его повесть “О, Марат!”. Как и другие авторы “Метрополя”, Искандер был на несколько лет отлучен от печати. Литературой деятельность писателя не ограничивалась. Всю жизнь, подчеркивая свое происхождение, Искандер выступал в защиту малых народов, а в 1989 году был избран в Верховный Совет СССР в составе одиннадцати депутатов от Абхазской республики.
С распадом Советского Союза Фазиль Искандер уехал из Абхазии и обосновался в Москве.
В своих интервью он выражал разочарование новыми временами и неправильным, на его взгляд, использованием полученной в перестройку свободы. От политики писатель старался держаться в стороне, о межнациональных конфликтах высказывался осторожно, пытаясь найти позицию, примиряющую стороны, даже в том случае, когда речь шла об Абхазии.
Невероятно кинематографичная проза Искандера дождалась экранизации лишь в перестройку. В 1980-х на экраны вышли “Чегемский детектив” по сценарию писателя, основанные на его произведениях “Воры в законе” режиссера Юрия КАРЫ, “Созвездие Козлотура” и “Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным”. В 1992-м был снят “Маленький гигант большого секса” по мотивам рассказа “О, Марат!”. Экранизации, увы, были не слишком удачными. “Воры в законе” стали хитом проката, но ни они, ни другие картины не отражали гармоничности и оптимизма искандеровской прозы. Зато афоризмы из его книг легко уходили в народ, как фразы из сказочной повести “Кролики и удавы”, многие из которых до сих пор годятся для жизненного кредо. “Там, где много говорят о победах, или забыли истину, или прячутся от нее”. “Если мудрость бессильна творить добро, она делает единственное, что может - удлиняет путь зла”. У романа “Сандро из Чегема” есть авторский подзаголовок - “Лекарство для жизни”. Книги Искандера по сей день для многих читателей остаются именно таким лекарством.
Газета.ru

“Вся Россия - это пьющий Гамлет”

Фазиль Искандер о Сталине, России, женщинах и собственной смерти

Он родился в Абхазии у матери-абхазки и отца-перса. С младенчества привык слышать вокруг себя абхазскую, русскую, грузинскую, менгрельскую, армянскую, турецкую речь. Про себя всегда говорил: “Я русский писатель”. И история русской литературы не мыслит себя без Фазиля Искандера, этого “русского Маркеса”. А в “Сандро из Чегема” уже которое поколение читателей ныряет как в “Сто лет одиночества”. При этом произведения Искандера переведены на все европейские языки, а также на китайский и японский. Фазиль Искандер был не только великим писателем, но и мудрым и оригинально мыслящим человеком. Lenta.ru собрала некоторые его остроумные высказывания по разным поводам.

О детстве
“Именно в детстве жизнь воспринимается наиболее просто и естественно, в детстве формируются взгляды, которые затем сопровождают нас всю жизнь... Возьмите хотя бы роман “Сандро из Чегема”. Его основа - мои детские впечатления”.
“Сандро” - произведение и о современности, и о детстве человечества. Мне кажется, это соединение дает чувство правды и чувство гармонической законченности, о которой тоскует всякий человек”.
“Долгие годы я жил в Сухуми, который в ту пору был городом очень своеобразным. Своеобразие это заключалось в его исключительной многонациональности, пестром многоязычии. Здесь можно было услышать абхазскую, русскую, грузинскую, менгрельскую, армянскую, турецкую речь. Звучал персидский язык... И все это много­язычное варево сливалось для меня в единую не просто звуковую, но и смысловую симфонию...”
“Я изучал немецкий, английский, но по-настоящему знаю только два языка - русский и абхазский”.

О литературе
“Я считаю, писателю надо быть подальше от алкоголя. Я всегда писал в трезвом состоянии”.
“Воля к добру и разуму должна господствовать над любым жизненным абсурдом. Нельзя забывать афоризм ШОПЕНГАУЭРА: кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.
“Современную прозу возглавили женщины, пишущие детективы. Это несерьезно. Они ведут себя с читателями, как с мужьями: им важнее не понять его, а создать ему настроение”.
“Юмор - остаточная радость жизни после вычета глупости. Мы радуемся юмору, осознав глупость, даже если после вычета глупости в жизни не остается ничего, кроме разума. Но в божественном смысле это и есть главное”.

О женщинах
“Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствие окружающим”.
“Некоторые женщины, заболев, становятся нежными. Через несколько дней вдруг начинают покрикивать с постели. О! Значит, выздоравливают!”
“Женщина должна преувеличенно бояться темноты, крыс, грозы, плохих снов, плохих предчувствий. Это возбуждает в мужчине влечение к ней, мужество, чувство ответственности. У мужей смелых женщин всегда растерянные лица”.
“Писать - это редактировать жизнь так, чтобы в ней можно было жить. Чем я и занимаюсь”.
“Конечная задача искусства, как и религии, - очеловечивание человека”.

Об общественной жизни
“Общественный деятель - несмирившийся неудачник. Несчастную страну узнаешь по количеству общественных деятелей”.
“Политика и совесть несовместимы”.
“Идеальное общество невозможно, потому что человек по природе своей неидеален”.
“Коллективной ответственности не бывает, ответственность бывает только личной. Покраснеть от стыда можно только лично. Коллектив не может покраснеть от стыда”.
“Глупость высмеивается не для того, чтобы истребить глупость - она неистребима. Это делается для того, чтобы поддержать дух разумных”.
“Мы вслед за МАРКСОМ заблудились, считая, что экономика - это базис, а все остальное - надстройка. Тысячелетний опыт человечества, все религии мира утверждают, что как раз наоборот: именно совесть - базис, а экономика - одна из важнейших надстроек”.
“Условия той жизни, порожденные сталинизмом, страшны не только тем, что они привели к гибели многих тысяч людей. Эта атмосфера способствовала появлению человека нового типа - человека лукавого... Не давая ничего ни стране, ни людям, это лукавство создало условия, при которых наименее одаренная часть нации получала наибольшие шансы для того, чтобы двигаться вверх по социальной лестнице”.
“Сегодня классовая борьба превратилась в кассовую борьбу. От декларации прав человека мы пришли к декорации прав человека”.
“Если над недостатками страны хочется смеяться, значит, страна еще может выздороветь. Если смеяться над недостатками страны не хочется, значит, она уже погибла. Над погибшими не смеются”.
“Вся Россия - это пьющий Гамлет”.
“Патриотизм - это театр, где вход без билетов. И у каждого зрителя есть шанс стать актером. Одни именно по этим причинам бегут туда, а другие именно по этим причинам смущаются и проходят мимо”.

Об абхазо-грузинском конфликте
“Могут ли абхазы и грузины в будущем мирно жить рядом? А почему нет? Это зависит от них самих. Но лучше все-таки, я думаю, им будет не в одном государстве, а действительно, как добрым соседям. Надо уметь прощать обиды”.
О главном
“Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает”.
Lenta.ru

Поделиться
Класснуть