2686

Свобода быть убитым

Профессия журналиста продолжает оставаться одной из самых опасных для жизни, а в рейтинге американского сайта CareerCast.com, опубликованном в конце апреля, она заняла 1-е место среди худших

Международный комитет по защите журналистов (КЗЖ) опубликовал в минувший четверг новый “Индекс безнаказанности”, определяющий процентное соотношение числа нераскрытых убийств журналистов, связанных с их профессиональной деятельностью, к численности населения страны. Индекс основан на нераскрытых убийствах, совершенных в период с 1 января 2003 года по 31 декабря 2012 года.

Россия продолжает оставаться в первой десятке рейтинга CareerCast.com, на том же девятом месте. Хотя в прошлом году речь шла о 16 нераскрытых убийствах журналистов, в этом - о 14. Составители индекса отмечают, что особо опасным регионом остается Северный Кавказ, напоминая об убийстве в Кабардино-Балкарии 28-летнего телеведущего ГТРК Казбека ГЕККИЕВА в декабре 2012 года. В отчете говорится о “хронической неспособности России привлечь к ответственности убийц журналистов”, что побудило правозащитников и мать пропавшего и признанного погибшим журналиста Максима МАКСИМОВА обратиться в Европейский суд по правам человека “с жалобой на то, что Россия на государственном уровне поощряет безнаказанность убийц журналистов”.
В Комитете по защите журналис­тов отмечают и положительный сдвиг - осуждение бывшего сотрудника полиции по обвинению в сговоре с целью убийства журналиста “Новой Газеты” Анны ПОЛИТКОВСКОЙ в октябре 2006 года (см. “Только факты” - ниже.). Правда, в организации подчеркивают, что справедливость восторжествовала лишь частично - заказчики убийства остаются на свободе.
В список входят только те страны, где нераскрытыми остаются пять или более убийств.
Большинство погибших журналис­тов работали на территории своей страны, самой опасной сферой остается политическая журналистика (30% жертв), за ней следует расследование коррупции (20%). В 26% убийств, зафиксированных в индексе, основными подозреваемыми считаются правительственные и военные чиновники. В 48% случаев жертв похищали или пытали перед смертью.

По данным КЗЖ, с начала 2013 года в мире были убиты 17 журналистов (с подтвержденным мотивом). Больше всего репортеров (7) погибло в Сирии, освещая гражданскую войну, но Сирия не входит в “Индекс безнаказанности”, поскольку большинство были убиты во время перестрелок. Четверо журналистов были убиты в Пакистане, трое - в Бразилии, два - в Сомали и один - в Турции. В 2013-м были убиты еще девять журналис­тов, но в их случае мотивы пока не подтверждены. С 1992 года убийства 594 журналистов в мире считаются безнаказанными. В организации полагают, что безнаказанность преступников ведет к эскалации насилия против представителей “неудобной” прессы и к самоцензуре.
Генеральный директор Комитета по защите журналистов Джоэл САЙМОН сказал в интервью Русской службе “Голоса Америки”, что реакции правительств стран, включенных в индекс, разнятся - некоторые готовы предпринять серьезные шаги, и их удаляют из листа, некоторые продолжают игнорировать проблему, однако “все они понимают, что фигурирование в подобном списке наносит серьезный ущерб их репутации на международной арене и в сфере внутренней политики”.
“Ряд факторов приводит к безнаказанности, - говорит Саймон. - Как правило, в этих странах и так высокий уровень насилия, и понятно, что убивают не только журналис­тов. Иногда государство находится в состоянии войны или кризиса, иногда - политической воли, когда расследование убийств журналистов попросту не является приоритетом”.
“Эту проблему очень сложно решить - безнаказанность серьезная, но не единственная проблема, - продолжает Саймон. - Мы очень довольны, что в России уровень насилия понизился, и были судебные преследования виновных - это важный шаг, но сегодняшнюю Россию все равно трудно назвать раем для журналистов. Самоцензура - серьезная проблема в странах, где важно публиковать статьи о коррупции, и мы не хотим, чтобы люди перестали их публиковать”. По словам Саймона, перемены, происходящие в сфере журналистики, и переход в онлайн-форматы делает многих журналистов еще более уязвимыми - независимые сайты могут не иметь влияния и поддерж­ки более влиятельных СМИ.

В этом году вступает в силу план действий ООН по борьбе с безнаказанностью нападений на представителей прессы, который призван усилить программы безопасности журналистов и помощь государствам в разработке способов привлечения к ответственности убийц. В КЗЖ полагают, что своевременное расследование угроз в адрес журналистов может предотвратить убийство, поскольку почти в половине случаев перед убийством жертвам угрожали.
Впрочем, даже в странах, где работа репортера не является опас­ной для жизни, в наши дни она считается не лучшим выбором карьеры: американский сайт CareerCast.com опубликовал в конце апреля рейтинг худших профессий 2013 года. На первом месте оказалась работа газетного репортера - по степени стресса, несоответствия зарплаты прилагаемым усилиям и прогнозам дальнейших сокращений она обогнала работу лесоруба, наемного военнослужащего, актера, работника нефтяной вышки, фермера, контролера бытовых счетчиков и кровельщика.

“Голос Америки”

Только факты

Трое из “чёрного списка”

Телеведущий кабардино-балкарского филиала ВГТРК Казбек ГЕККИЕВ (на снимке) был убит выстрелом в голову 5 декабря 2012-го  в Нальчике. Следствие предполагает, что мотивом убийства могла стать профессио­нальная деятельность журналиста. Гибель Геккиева сотрудники телерадиокомпании связывают с угрозами боевиков. Именно Казбек сменил товарищей по эфиру, когда в Интернете появился первый видеоролик преступников. Позже поступали и письменные угрозы. Двое сотрудников компании уволились. Но Казбек и его коллеги по эфиру продолжали работу.

29 июня 2004 года в Санкт-Петербурге пропал без вести Максим МАКСИМОВ (на снимке), специальный корреспондент журнала “Город”, до этого работавший заместителем начальника отдела расследований агентства журналистских расследований. Тело журналиста так и не было найдено.  Максимов писал об уголовных делах и отметил, что взяткодателями по совершенно разным делам выступали одни и те же лица, что дало ему возможность предположить: имели место провокации со стороны милиционеров.

Обозреватель “Новой газеты” Анна ПОЛИТКОВСКАЯ (на снимке) была застрелена в лифте собственного дома 7 октября 2006 года. Убийца выпустил в нее четыре пули, одна из которых попала журналистке в голову. В настоящее время к уголовной ответственности по делу об убийстве журналистки привлекаются пять человек: предполагаемый организатор преступления Лом-Али ГАЙТУКАЕВ, экс-сотрудник МВД Сергей ХАДЖИКУРБАНОВ и трое братьев МАХМУДОВЫХ, один из которых - Рустам, по версии следствия, является исполнителем убийства.

Поделиться
Класснуть