Тот, кто всегда в тени
Композитор Артур ОРЕНБУРГСКИЙ настолько скромен, что применяет к себе глаголы с приставкой “по-”: пописываю, поигрываю. И знает одно верное средство от мании величия.
Артур из числа классиков: может и джаз, и попсу написать и аранжировать, но вполне может сочинить и мюзикл, и квартет, и фугу для разминки. Говорит, в музыке, как в спорте, не работать нельзя, быстро теряется форма.
- Как вы решили, что будете композитором?
- Ничего не решал специально, - смеется Артур. - Сначала пел в хоре, потом поступил в музыкальное училище, там была очень мощная школа. На первом курсе консерватории я понял, что перепел все что хотел и как дирижер исчерпал себя. Поскольку всегда пописывал, то попросился на прослушивание к Газизе ЖУБАНОВОЙ и на второй год официально перевелся на композиторское отделение. Преподаватель, если честно, держал меня в ежовых рукавицах. Когда я пытался показать что-то в джазовом стиле, брезгливо брал ноты и говорил, мол, иди ГЕРШВИНА поиграй и успокойся.
- Это он не дал вам упиться ощущением собственной гениальности?
- Ой, что вы, для этого достаточно здравого смысла. Мне иногда кажется, что в музыке все прекрасное уже сделано. И есть такой хороший метод: как сомелье или дегустатор время от времени нюхает кофейные зерна, чтобы нейтрализовать вкусы и запахи, так я иногда слушаю определенные произведения МОЦАРТА, БАХА, БЕТХОВЕНА. И говорю себе: “Парень, успокойся!”
Я крепкий середнячок. Вообще, надо с юмором относиться к себе. Хотя бывает приятно, когда что-то заходит слушателям. Вот недавно на российском ресурсе выложил детскую песенку, ее за сутки скачали более 20 раз, написали кучу восторженных комментариев. И реакция людей замечательная: “Кто вы, откуда?” Я отвечаю: “Да вот, живу в Казахстане, пописываю музыку…”
- А вы себя как представляли, когда учились на композитора, - хиты будете делать или с умным лицом оперы писать?
- Да никак не представлял. Но вот недавно доллар скакнул, опять у всех началась паника, потеря устойчивости. Я задумался: а что в жизни у меня есть постоянного? И понял: я пишу музыку. От стресса или от радости, на заказ и для души, я все время это делаю. Если нет заказов, то просто пишу и выкладываю, причем много работаю бесплатно для детских хоровых коллективов. На авторские отчисления сейчас все равно мало надежды - с тех пор как начался этот раздрай с огромным количеством авторских обществ, выплаты приостановились.
Интересно, что, когда я начинал сочинять, не думал, что буду получать за это деньги. Деньги тогда зарабатывались в кабаке, вечерами после учебы. Правда, после этого я на всю жизнь возненавидел Шуфутинского и весь типичный кабацкий репертуар.
- Бывает, что снится музыка?
- Конечно! Если на ночь поработать, музыка снится, прям вижу партитуру. Иногда какие-то решения интересные приходят во сне, я потом использую эти находки, главное - успеть записать.
Бывают и музыкальные кошмары. Вот когда я болел ковидом, случился срочный заказ на мюзикл “Кыз Жибек”. Приходила медсестра из поликлиники, колола антибиотики, и я засыпал странным сном. Всю ночь снилась музыка одного номера, она закольцевалась и звучала бесконечно, это было ужасно.
- Если вы такой талантливый, неужели слабо написать хит для эстрады, чтобы кормиться с него долго?
- Я сотрудничал с нашими звездами, для Розы Рымбаевой написал пару песен, были и другие попытки. Но мне даже для театра на заказ трудно писать музыку, если я чувствую слишком сильный диктат режиссера. К тому же, чтобы делать попсу, надо любить ее и хорошо попасть в свое время. Потому что сменяется эпоха, сменяется представление о музыке, мелодика.
Иногда очень неожиданно складывается судьба у песен. Например, года два назад я написал не то чтобы джазовую, но приджазованную такую песенку. Мы с Жанной Орынбасаровой записали ее прямо у меня в кладовке, оборудованной под простенькую студию. Я так называю - кладовка-саунд. Потом Жанна случайно на отдыхе сняла клип с этой песенкой - получилось здорово. Выложила, он попался на глаза московскому режиссеру, и ему так понравилась эта песня, что он даже сюжет сериала немного подогнал под нее и сделал заставочной мелодией. Соответственно, неплохо заплатили.
- Когда вы пережили свой момент славы?
- Самыми удачными моими публичными проектами были мюзиклы. В 2016 году по решению Минкульта был создан первый отечественный музыкальный коллектив под названием “Астана мюзикл”. На презентации ожидали главу государства, все планировалось с помпой, и для запуска нужен был небольшой эффектный мюзикл, просто чтобы обозначить старт.
Первая творческая команда не справилась, и как скорую помощь позвали нас: Бахыт КАИРБЕКОВ писал текст, Еслям НУРТАЗИН - режиссер-постановщик, я композитор и дирижер. Так мы сделали мюзикл “Достар серты”, причем было задание использовать мелодии битлов и “Дос-Мукасан”. Ожидалось, что вещь будет проходная, но я горжусь тем, что этот первый казахстанский мюзикл до сих пор идет и собирает зрителей.
Восемь лет для подобного произведения большой срок. После него были работы в рамках “Астана - моя первая любовь”, “Кыз Жибек”, основываясь на материале Евгения БРУСИЛОВСКОГО для Уральска. И еще один большой спектакль, который тоже получился очень удачным, - это “Роза Багланова”. Кстати, он в 2023 году на большом международном фестивале в Корее получил Гран-при, это вообще невероятное признание для нашей команды.
- А есть у вас звания, престижные награды, победы на конкурсах?
- Вот тут у меня не срастается. Один раз послал квартет на, как мне показалось, серьезный конкурс в Ирландию, даже заплатил взнос 15 долларов, и то нарвался на мошенников. Но музыка вообще не про конкурсы, это не спорт. Поэтому мне сложно представить, как можно выбрать лучшее произведение или исполнителя.
- Есть ли в такой серьезной профессии, как дирижер и композитор, место для юмора? Например, во время выступлений происходит что-то смешное?
- Ой, не дай бог… Конечно, бывает разное: вокалист может “вылететь”, то есть потеряться, и надо как-то подхватить его, дать знак оркестру, где вступим вместе, или вдруг солист просит шепотом напеть ему нужную ноту, чтобы он правильно вступил. Еще есть гастрольный юмор очень тяжелый, он связан с выпивкой. Правда, в оркестре, особенно у духовиков, железная солидарность - и инструмент вынесут, и музыканта под руки выведут и посадят.
Юмор хорош, когда он запланирован, например, как это раньше бывало на наших внутренних капустниках. Для одного такого я специально написал шуточную оперу “На смерть кузнечика”. И дирижировал ее с недрогнувшим лицом перед всей профессурой консерватории.
- Какие планы у вас на этот год?
- Лет 20 я очень много работал, делал все! Дирижировал, писал, аранжировал. Сейчас я понял, что не хочу хвататься за все и реагирую только на самые интересные запросы. Поэтому и говорю сам про себя со смехом: поигрываю, пописываю, сам себя послушиваю. А если серьезно, больше всего хочется как можно дольше оставаться в профессии и писать музыку. Если еще она будет доходить до сердец слушателей, то я буду счастлив. Хотя это сложно, я же понимаю, как много написано гениальной и красивой музыки за историю человечества.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы