Торт с тараканами
На сцене сортир. Это уже настраивает зрителя на задумчивость. Но раз постановка абсурдистская, то и он не совсем то, чем кажется. За дощатыми створками - портал в другую реальность. Или в нашу, но на самый ее край. Разобраться в новом спектакле Немецкого театра с первого раза непросто. Режиссер Тимур БОНДАНК советуют сходить на “кРАЙ” несколько раз.
Признается, он и сам не все понял до конца. Но уже на премьере все как-то структурировалось. Примерно как блоки тетриса, очень живо воплощенные актерами. Вроде вот они: без души и без цели соединяются бесконечно, чтобы скатиться за край монитора. Но в какой-то момент и они открываются, доказывают: мечты есть даже у них.
Это действительно сложный материал: читая пьесу, трудно понять, где какой персонаж, кто произносит ту или иную реплику. Но при этом уже в постановке каждый герой раскрывается с разных сторон, становится многогранным. В этом отношении Тимур - довольно демократичный режиссер, позволяет актерам развиться в роли. Но настаивает на четкой геометрии: едва ли не с линейкой выверяет, откуда и куда будет перемещаться действие, что и с какого угла увидит зритель.
Даже видеоряд к спектаклю (над ним закончили работать аккурат в день премьеры) собирается еще дополнять. Сейчас и публика, и актеры замирают под меняющиеся картинки XX века: слезы, боль, бомбы, агрессия. Хочет добавить что-то еще? Не исключено, что опробует эффект 25-го кадра. Тут тоже нет границ и условностей - есть куда расти.
На сцене многолюдно - персонажей автор пьесы австрийская художница и драматург Мирослава СВОЛИКОВА (немецкая пресса окрестила ее королевой абсурда) сотворила щедро. Потому и спектакль получается многоярусным, как торт. Но с тараканами.
На них охотится священник-дезинсектор. В момент, когда в постановке начинают трогать за святое, появляется напряжение. Не рисуясь, Тимур признается: червячок сомнений, что его трактовку могут посчитать неуместной и вольной, был. Но он с ним расправился: кто мы такие, чтобы оскорбить Создателя. И вообще, тут скорее про поиск Творца, единение с ним и утерю человечности.
Где-то рядом скрывается от любителей экзотики распоследний в этом мире единорог. При всей сказочности, вычурности этого персонажа он глубок, несчастен и настраивает на философский ряд. Внезапно весь зрительный зал переносится на космическую станцию, где забытые или забывшиеся астронавты бесконечно берут друг у друга интервью и выживают на порошке, который дает им и силы, и глюки. А социологи, которые исследуют весь этот хаос, рискуют погибнуть от руки коллеги, отодвинутой на второй план.
И все они стремительно несутся куда-то - то ли в светлое будущее, то ли за край, чтобы исчезнуть навсегда.
- Мы все в разной степени живем в этой эпохе информационного шума, социальных сетей, из которых я тщетно пытаюсь вырваться: отключить на время телефон, вынуть из уха наушник. И тут же опять погружаюсь в это, словно боюсь просидеть пять минут в тишине, - рассказывает Тимур Бонданк. - Это наш коллаж-аппликация того, куда идем мы и как скоро дойдем до того самого края. Есть ли он, этот ад, этот рай?
Естественно, зрителя тоже в покое не оставят. Тут Тимур настаивает: важно сделать все, чтобы он не покинул сцену вниманием и не уткнулся в телефон. Но вопросы, пронзительный актерский взгляд - это для спектакля-апокалипсиса как-то мелко. На самом краю мироздания вам предложат… пострелять. И ведь никто не отказывается! Прицеливаются в актеров - и ба-бах! Хихикают, оживляются. Но режиссер настаивает: постановка слишком далека от комедии. Однако смех уместен - он позволяет снизить градус напряжения или недоумения. Ведь первый ряд в зрительном зале - тоже почти себе край. И куда мы скатимся, пока неизвестно.
Юлия ЗЕНГ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы