242

Большое китайское путешествие

В алматинских музеях сейчас прохладно и… интересно!

Большое китайское путешествие

Открылись сразу две выставки китайского искусства. Обе заслуживают внимания.

В Центральном музее Казахстана большая выставка китайского фарфора. Ее привезла организация с интерес­ным названием - ассоциация “Китайское керамическое путешествие”. Задача экспозиции - знакомить жителей разных стран с богатым наследием самобытных мастеров фарфора. Это передвижной международный проект. Ценен он не редкими артефактами или древними черепками - представленные здесь вазы и кувшины выполнены в разных техниках современными мастерами. 

Самое главное, что авторы в точности воссоздают приемы и принципы изготовления традиционного китайского фарфора разных эпох и течений. Так что это настоящая выставка достижений. Есть почти прозрачные сосуды, словно выточенные из нефрита, есть грубоватые и минималистичные, есть украшенные позолотой, сложных форм. Отдельная песня - названия ваз, так что стоит внимательно читать этикетки: “Скучающий по матери вдали от дома”, “Ваза с девятью персиками и пятью благословениями”, “Весна неф­ритового кувшина”.

- Выставку мы готовили с апреля, - рассказывает заместитель генерального директора Алматинской палаты торговли и инвестиций Шара АКЫЛБАЕВА

- Уникальность собрания в том, что это редкие коллекционные экземпляры. Ничего не продается, не рекламируется, у проекта цель - познакомить весь мир с красотой традиционного китайского фарфора. У каждой династии в разное время были свои уникальные технологии, и современные мастера их воспроизводят. Выставка гас­трольная, свой путь она начинает в Алматы и дальше поедет по всему миру.

Кстати, 2024 год в числе прочего объявлен Годом казах­станского туризма в Китае. Но культурный обмен у нас очень активный в любое время.

В музее искусств им. Кастеева представлена современная живопись двух интересных авторов из Китая. Что их объединяет, организаторы выставки “Путешествие по Шелковому пути” так и не смогли нам объяснить, но это и неважно - оба нам близки. ЦАО Чжэнчунь любит изображать коней и пейзажи, используя приемы мас­теров из прошлого. Кони особенно хороши. Танбол ТУРСЫНГАЛИ - казах, профессиональный художник, который через красоты Синцзяня говорит о своих корнях.

- Традиционная национальная одежда и украшения - это богатая история моего народа, - рассказывает Танбол. - Причем любовь к этому закладывается с детства, и очень важно демонстрировать такие вещи. Что я и делаю с большим удовольствием.

Танбол рисует только девушек в национальных костюмах, любит цитировать народные обряды. Из истинно китайского в его творчестве поэтичные названия, которые художник дает картинам: “История любви благодаря красавице”, “Танец ветра”, “Красное свадебное платье под небом из цветов рапса”.

- На самом деле мир сейчас стал очень маленький, - размышляет Санжар ДОСМАГАМБЕТОВ, участник программ культурного обмена между нашими странами. - В Китае проходит много выставок казахстанских художников. И там можно многому научиться: например, они великолепно умеют совмещать древние традиции и современный взгляд. В любом случае обмен мнениями полезен обеим сторонам.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть