1656

Когда его клюнет петух?

Год назад Малик ЗЕНГЕР, легендарный казахстанский клипмейкер, был признан лучшим режиссёром музыкального клипа на Каннском фестивале. Но слава мало что изменила в его жизни: планы о полнометражном кино так и не осуществились

Когда его клюнет петух?

Для казахстанского рынка Малик - сложный режиссер: не снимает он девиц в развевающихся платьях, поющих на фоне гор, ему нужна идея. Последний раз, или, как любят говорить киношники, крайний, идея была настолько крутой, что… группа “Ирина Кайратовна” так и не рискнула выпустить этот клип, решив, что слишком резко получилось. У ребят и так все хорошо, зачем лезть в бутылку.

- У вас изначально был такой шанс сделать карьеру - после обучения в Нью-Йоркской киноакадемии вы получили визу для работы в Америке. Почему не остались там?

- Я думал, что вернусь домой на несколько месяцев, повидаюсь с родней и поеду назад работать в Америку. Но в Казахстане сразу оказалось много интересных заказов. Так и получилось, что остался.

- Вы один из самых крутых клипмейкеров. Почему до сих пор не доросли до полно­метражного кино, неужели нет амбиций?

- Каждый год я себе говорю, что пора, и каждый год все откладывается. Наверное, должен, что называется, петух в одно место клюнуть, чтобы решиться. Кстати, в этом случае каннский приз не стал мотивацией, наоборот, личное творчество отодвинулось на второй план. У меня есть и сценарий, который бы я хотел превратить в фильм, есть понимание, что сначала надо снять что-то легкое, с элементом комедии, а там уже будет видно.

- Музыкальные клипы постепенно уходят в прошлое… И хотя к вам по-прежнему обращаются топы - и Молданазар, и “Ирина Кайратовна”, но уже пора перестраиваться.

- Да, было время расцвета, когда клипы были едва ли не главным инструментом для продвижения артистов. Сейчас достаточно выбрать платформу, загрузить туда свою песню, и она станет доступна слушателям всего мира, необязательно рваться на местные каналы. Так что сейчас клипы не являются необходимостью, снимают их скорее по привычке или от наличия лишних денег. Моя фишка в том, что я и клипы снимаю, как мини-фильмы, с полноценным сюжетом внутри, и артистам всегда предлагаю рассказать историю, а не только спеть. Так что теперь просто надо переходить в другое поле и снимать полный формат.

- Признайтесь честно, страшно замахнуться на большое кино?

- Нет, дело совсем в другом. Я отношусь к кино как к высокому, настоящему искусству. А то, что сейчас творится в Казахстане, к сожалению, не совсем про это. Люди берут формат длинного метра, но делают не авторский продукт, а штампуют кальку американского кино, иногда просто беззастенчиво воруя ходы, решения, компилируя идеи. Соз­дающие такое рассматривают кино как некий цех, в котором можно потрудиться и заработать денег. Я не буду никого называть, обижать, страна у нас маленькая. Но зачастую такое кино снимается, просто чтобы не простаивали кинотеатры.

- Вы против комедий?

- Нет, конечно же, но они тоже бывают разные по качеству. Обыч­но я уже по трейлеру могу понять, из каких первоисточников собран фильм, откуда что взято. У нас люди исходят из того, что есть связи, деньги, предложение - отчего не сделать? Я же уверен, что кино не всем дано снимать, может, поэтому осторожничаю. Но, когда мне присылают сценарий, говорят, мол, давай через неделю стартанем, сделаем полный метр, я всегда отказываюсь. Или говорят: давай подадим тебя на питчинг, ты просто приди, поулыбайся, а потом снимешь классное кино.

- Вам слабо поулыбаться?

- Мне слабо потом кино снимать, которое делают вот так на ходу, несерьезно. Я мыслю старыми категориями: главное, чтобы людям после просмотра фильма хотелось делать что-то хорошее, чтобы человек задумался и вдохновился.

- Вы для себя уже нашли главные правила жизни? Например, не лезть в политику.

- Особых правил нет. А насчет политики… Это сложно. Если человек живет в социуме, то политика тебя в любом случае касается, и делать вид, что это иначе, невозможно. Граж­данская позиция должна быть, люди должны быть неудобными государству, не давать власти делать все, что ей вздумается. Надеюсь, рано или поздно мы научимся спрашивать, почему власть делает те или иные шаги. Я всегда готов высказаться на социальные темы, в том числе и своим творчеством. Таким мог получиться наш клип “Аджара Гуджу”, который мы снимали с “Ириной Кайратовной”. Он так и не был выпущен прошлой осенью как раз потому, что там критика событий, людей в Казахстане. В итоге артисты решили его не выпускать и не проверять на себе границы свободы. Сработала самоцензура. Жаль, ведь “Аджара Гуджу” была бы моей самой яркой работой. Я много смыслов туда вложил - там и социальная сатира, и политическая.

- Обидно, когда ваша работа оказывается напрасной?

- Конечно, тем более что работал я не за деньги, а за идею, как и все остальные участники процесса. Мы верили, что это будет наше высказывание, а не просто классное видео. Первый случай в моей практике, когда готовый клип так завис. Так что рекламу делать выгоднее с финансовой точки зрения и безопаснее.

- Расскажите, как все происходит. Артисты приходят к вам с готовыми идеями? И что, если эти идеи вам не нравятся?

- Обычно я берусь делать клипы, когда могу через это видео и музыку рассказать важную историю. Если мне говорят: сними мое поющее лицо на фоне степи и гор, то я уверяю, что это может сделать любой оператор. Открою секрет: много денег на клипах не заработаешь. А если тебе еще и неинтересно, тогда вообще не понятно, зачем это.

- Если вы крутой режиссер, то могли бы уже стать блогером-миллионником, снимая вайны!

- Как сейчас наши кинодеятели берут все из чужого кино, так изначально наши вайнеры использовали чужие идеи. Я наблюдал этот процесс, как американский контент перекочевывал на наш рынок, как появлялось все то же самое, но с казахскими лицами. И сразу решил для себя, что не буду в этом участвовать. Да, я видел, как люди становились миллионниками. Но не будешь же ходить и, как желчный человек, кричать, что все это вторично, что люди берут чужие идеи и делают себе на них состояние. Просто для меня было бы зашкварно вот так реализовать себя и называться вайнером. Я могу признаться, что у меня что-то не получается, не приходит идея, но воровать чужое не могу.

- А правда бывает, что не получается?

- Например, песня Галыма Молданазара “Бата” никак не придумывалась, а когда родилась идея, то показалась остальным слишком грузящей, социальной. Поэтому ее не реализовали. Так что бывает.

- Как часто вы влюбляетесь?

- Чем старше становлюсь, тем реже влюбляюсь. Правильно говорят дедушки и бабушки: все это надо делать рано. Наверное, надо кастинг объявить, чтобы найти избранницу. Или сначала снять хорошее кино, чтобы показать свою крутизну. Вот тогда девушки скажут: “Этот парень нормально умеет работать”.

- Вы работали с таким количеством звезд, что если устроите той, то, наверное, все споют бесплатно...

- Очень надеюсь на это. Надо будет проверить идею, порадовать родственников.

- А вы готовы работать на государство на идеологическом фронте? Некоторые киношники чуть ли не оскорб­лением считают такое предложение.

- Это нормально, что кто-то обслуживает идеологию государства. Мы живем в окружении других стран, которые тоже пытаются пропихнуть свое. Так что тут есть борьба, к которой государство привлекает людей искусства. Я не против вписаться, когда это за хорошую цель. Так или иначе, мы смотрим голливудское кино и даже не подозреваем, что там тоже присутствует идеология, например, именно американцы всегда спасают весь мир. Сейчас все ведут невидимую войну, и выбор лишь в том, чтобы осознавать, чьи интересы обслуживаешь.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть