974

Габит НЕСИПБАЕВ, главный органист страны, попробовал себя в новом качестве: написал новеллу про любимого Баха, а потом еще и придумал, как не тратиться на типографию.

Доигрался

Габит - представитель музыкальной династии, педагог, воспитавший огромное количество исполнителей на органе. Человек уникальный и катастрофически начитанный. Он первый музыкант филармонии им. Жамбыла, который на свои сольные выступления начал собирать аншлаги. Все потому, что взял на себя смелость просвещать публику.

Все знают, как обычно проходит органный концерт: исполнитель сидит спиной к залу, подглядывает за публикой в специальное зеркальце, его эмоций не видно, орган бубнит о вечном, непосвященных клонит в сон. Габит не дает дремать даже новичкам, потому что в перерывах между игрой рассказывает о композиторах и эпохе. Сообщает житейские интересные факты, и слушатель невольно включается в концерт-лекцию.

Сейчас музыкант пошел еще дальше. Он написал про Баха то, что сам называет новеллой. И превратил литературное произведение в своеобразный спектакль. Текст читает актер Виктор АШАНИН, сам Габит спокойно играет на любимом инструменте.

- Я всегда много общаюсь с публикой, - рассказывает музыкант, - и стараюсь донести мысль, что Иоганн Себастьян Бах был прежде всего обычным человеком из плоти и крови, со страстями и переживаниями. Глупо думать, что человек изменился с ветхозаветных времен. Постепенно появилась идея создать рассказ о нем. Но свои писательские способности я оцениваю абсолютно трезво, поэтому нашел человека, который мог бы это сделать, рассказал идею, снабдил материалами. Видимо, все мы любим создавать себе кумиров, поэтому потенциальный автор так и не рискнул подступиться к истории про Баха. Тогда я решил ему помочь, написал приблизительный план и… понял, что у меня уже все есть в голове и я сам справлюсь с задачей. Все историки говорят о том, что перед уходом Бах почувствовал себя лучше, к нему даже вернулось зрение. К тому же считается, что в конце вся жизнь проносится у человека перед глазами. Поэтому я решил выбрать несколько ярких эпизодов из биографии Баха и позволил себе некую вольную трактовку в пределах точно известных фактов и дат.

От идеи до реализации прошло несколько месяцев, первыми слушателями-читателями новеллы “Последнее утро Баха” стали родственники и друзья, все приходили в восторг и спрашивали, мол, а что же дальше? Вот тогда Габит вспомнил про старый чудесный жанр.

- Наверное, это тщеславный зуд, - смеется Габит, - но мне с детства нравились радиоспектакли. В каждом доме было радио, и часто транслировали такие постановки. Участвовали в них прекрасные артисты, подкреплялось все хорошей музыкой, оторваться было невозможно! Правда, сейчас мы привыкли, что всем рулит визуальный ряд, но почему бы не попробовать. Все новое - это хорошо забытое старое. Сцена филармонии не приспособлена для полноценных спектаклей, так что это именно аудиопредставление, с минималистичными эффектами. Мне повезло с чтецом - голос Ашанина прекрас­но лег на текст. Более того, в его исполнении я вижу даже такие пласты, которых не предполагал в своем же произведении.

Премьера спектакля прошла с успехом, участники выдохнули - значит, это не последний экс­перимент. Сам же автор пока многозначительно темнит, не говорит, будет ли еще писать. Мол, поживем - увидим, жизнь покажет. Говорит, что писательский труд требует времени, душевного покоя и, главное, вдохновения. А все это обычно забирает исполнительская деятельность, регулярные концерты. Но зарекаться не стоит.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть