956

Раскрылись в танце

В Алматы прошла выставка-перформанс, связавшая ритм и документалистику. Экспонаты - живые люди. Плюс каждый посетитель выставки мог стать ее участником - веб-камера в прямом эфире вещала настроение публики. Задумку поняли даже дети: они без подсказки режиссера стали на камеру танцевать.

Раскрылись в танце

Перформансы для нас все еще диковинка. Их авторы настаивают: задумку объяснять вовсе не нужно, это все портит. Важнее понять, чем отзывается происходящее перед глазами. Но мы, чего уж греха таить, привыкли, что искусство должно быть расшифрованным.

Поэтому расклад такой: выставка-перформанс “Танцпогружение” создавалась в лаборатории Jolda. Это независимый казах­станский театр, создающий пластические спектакли, еще один пока что необычный для нас опыт. Кстати, довольно неплохо приживающийся на казахстанской земле - спектакль Surfactant, например, попал в номинацию “Открытие года” национальной премии “Умай-2023”.

Но вернемся к проекту перформанса: в течение трех месяцев 10 человек, не имеющих профессионального отношения к танцам, проходили танцевальные практики. Собирали людей через соцсети. Кастинг на участие был открытым, и условий для участия немного: главное - найти время на репетиции. Основная задача была исследовать себя и свое тело, как меняет его танец. Не по плану, но так уж случилось, что приняли участие в перформансе только женщины - от 16 до 45 лет. У каждой - свой жизненный опыт и настрой. Это дало проекту какую-то глубинную энергию без очерченной маскулинности, но в этой неге и томности чувствовалась такая сила!

- Во время наших встреч я давал много разных задач на импровизацию. Эти приемы и методы помогают узнать возможности собственного тела и безграничного творческого потенциала. Решает эти задачи каждый по-своему. Но через прожитый собственный телесный опыт мы переходили к пониманию других людей, - рассказывает режиссер Артур ГАЛИМУЛЛИН.

Во время перформанса в арт-пространстве “Целинный” вывесили экраны, на которых в записи пытаются танцевать люди, возле каждого дисплея двигается, уже вживую, тот же человек. После “погружения”. Здесь нет четко поставленной хореографии и общих связок. Каждый перформер существует в своем ритме и стиле, подчеркивая индивидуальность и природную эксклюзивность человека. На стенах, создавая антураж, самые яркие фотомоменты экспрессии танца. Народ сначала походил, посмотрел - по задумке автора перформанса, для зрителей тоже не было особых указаний, куда двигаться и в какой последовательности. Поэтому, когда люди, перетекая от дисплея к дисплею, уселись на стулья созерцать, удивились уже сами перформеры. Проект-то вовсе не театральный!

- Мне интересно наблюдать за процессом создания собственного танца разными людьми, не только профессионалами. Наблюдать, как полученный опыт через танец отражается в людях. Это и стало отправной точкой. Я сразу увидел финальный результат нашей работы - формат выставки, в первую очередь, когда каждый из героев становится экспонатом, - продолжает Артур Галимуллин. - В конечном итоге мне хотелось показать, зафиксировать момент прожитого опыта за эти три месяца. И, возможно, задаться вопросами: а понимаю ли я, как на меня повлияло время? или насколько я сам поменялся за три месяца?

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть