1013

Последний рыбак

Кубинец поставил в Алматы спектакль про кубинца, ходившего в море вместе с Хемингуэем.

Последний рыбак

Вкус соли на губах, шелест волн, зов глубин, пронзительное солнце и море, сливающееся с небом, а еще вечный бой человека со стихией и собственными страхами. Это только мои ощущения от нового пластического музыкального спектакля от Teatro89 по мотивам знаменитой повести Хемингуэя “Старик и море”. Они, ощущения, у каждого свои - специфический жанр. А вот впечатленные гардеробщицы, с пристрастием допросившие каждого зрителя на выходе, поделились наблюдениями: кто-то увидел здесь отношения мужчины и женщины, кто-то красивую сказку, кого-то эта постановка успокоила от тревог дня. Это, пожалуй, успех спектакля, когда его послевкусие еще долго с тобой на туманных улицах по дороге домой.

На вопрос, почему этот спектакль он поставил в Алматы и в декабре, Франк ВАЛЬДЕС улыбается сначала, а потом признается: может, навеяла тоска по дому. В рыбацкой деревне Кохимар на далекой Кубе Эрнест Хемингуэй провел немало творческих лет. Там же родился и взрослел теперь уже совсем алматинский танцующий режиссер Франк Вальдес.

- Летом 2019 года я встретился с человеком, который в молодости работал с Хемингуэем. Звали его Мигель, и мне захотелось рассказать о последнем в нашей деревне рыбаке, который очень много знал о писателе. Для меня это история о человеке, который преодолевает трудности, не оставляет веру. И точно знает, кто он такой и для чего живет на этом свете, - присев на краешек сцены и утирая пот со лба, рассказывает Франк.

Он тоже танцует в этой постановке.

Интересно, что перед тем, как родиться в полноценный часовой спектакль, идея была показана публике в виде танцевального перформанса. Спустя четыре месяца в “Последнем рыбаке” уже гораздо больше актеров и куча смыслов, которые приходили к соавторам - режиссеру Франку Вальдесу и хореографу-постановщику Тимуру ЗАГИДУЛЛИНУ - так, словно кто-то подсказывал, подталкивал, намекал, расставляя на пути нужных людей.

- Играть спектакль летом и зимой - интересные ощущения. Жарким летом тело было более податливым и пластичным. Сейчас нужно себя больше готовить к выходу на сцену. Как и по сюжету, начавшись с небольшого движения, на сцене случается настоящая буря, - смешивая физиологию и философию, рассуждает Тимур Загидуллин.

Но это - за кадром. Что же видит и чувствует зритель? Во-первых, дотошно выверенную красивую картинку - в стилистике костюмов, отрисовке движений танцоров, движении света. Даже блестки на головах у танцовщиц-”рыбок” (по секрету нам рассказали, что это вовсе не театральный грим, а строительный материал) так красиво потом летают в воздухе, создавая ощущение морской глубины.

Во-вторых, звук. Он ненавязчиво ведет всю постановку, разгоняя воображение. И люди в зале уже не зевают - работают вместе с артистами. А те в какой-то момент начинают вдруг… петь. Тянут гласные, выдыхают, присвистывают. Режиссеры признаются: это не было задумано. Просто так работает Тимур - ему важно озвучить движение. Ребята начали за ним повторять. Бить по губам артистов не стали - увидели в этом какую-то изюминку. На сцене, кстати, есть и непрофессиональные танцовщики (это фишка такая), и те, которые танцуют, но в совершенно разных направлениях от хауса до вакинга. Есть среди них человек, вообще далекий от театра - официант Алексей БЕЛОВ. Режиссеры-соавторы долго мучились, где же взять им третьего рыбака. Те, с кем хотелось бы станцевать, были заняты на других проектах, а время поджимало. Так из шумного зала ресторана Алексей попал на сцену. Франк был в восторге, Тимур в замешательстве, но за несколько месяцев ему удалось вписать работника общепита в семью постановки.

А еще Франк уговорил Тимура рискнуть и позволить неартистам прислушиваться к музыке и попадать в лады, а музыкантам присматриваться к движению на сцене.

Не обошлось и без мистики, она же живет за кулисами театра - артисты натягивают на сцене нити-сети или нервы канаты (тут уж кто как считает).

- На репетиции все проходит идеально, а на выступлении - всегда у нас узелок. Мы обыгрываем это и удивляемся, - улыбается Франк. - И ждем, что же будет дальше.

Кстати, на втором показе постановки нить вообще оборвалась, и актерам пришлось импровизировать. Зритель, к слову, посчитал, что так и было задумано.

Юлия ЗЕНГ, фото Дмитрия ПОВАЛЯЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть