Режиссёры тоже плачут
“Посол ГИТИСа” корейский режиссер Кан Тхе Сик выдал зрителю спектакль, который сам поставил через травму. Не скрывает: во время репетиций, и особенно на премьере, и его самого, и артистов словно припечатывало к сцене плитой горя и слез. “40 дней чудес” - спектакль, автобиографичный для каждого корейца. Сработала генетическая память и рассказы стариков, сорок дней добиравшихся в товарняках и вагонах для перевозки скота к новой жизни.
Только к чему тут чудеса? И здесь у режиссера готов ответ. Кан Тхе Сик считает: за полосой боли эти люди получили в награду то, чего не ждали, - и новую родину, и новое счастье.
Республиканский государственный академический корейский театр музыкальной комедии себе не изменяет: спектакль пронизан мелодиями. Но здесь музыка будто промасливает самые эмоциональные сцены. А то и вовсе искры полетят. Артисты говорят на корейском языке. Но наушники с синхронным переводом на русский можно и не надевать - многие сцены понятны без слов.
“Коресарам” - так называли себя корейцы, переселившиеся в Приморский край с Корейского полуострова. В 1937-м по приказу Сталина в связи с вторжением японских войск в Китай было принято решение выселить более 170 тысяч корейцев из приграничных районов Дальнего Востока. Новой родиной для переживших это путешествие стали земли Казахстана и Центральной Азии.
- Сорок дней в вагоне… - помолчав, Кан Тхе Сик продолжает. - Долгое время эта тема была закрыта для исследований, для творчества. Позднее были написаны книги, поставлены спектакли. В них достаточно полно раскрыты личности ключевых фигур того времени. Нас же заинтересовал этот вагон, набитый людьми, как скотом. Пассажиров было столько, что трудно было даже дышать. Там, в поезде, они уже не были в полной мере людьми. Но что же держало их в стремлении продолжать жизнь? Надежда!
Сфальшивить в такой постановке - все равно что предательство совершить. Чтобы не потерять связь с реальностью, трогаю кончиками пальцев обивку театрального кресла. Путешествие закончилось. Люди сходят на землю, думая, что мукам конец. Но впереди зима. И смерть кажется естественнее и милосерднее жизни…
Гениальный режиссерский ход, придуманный, кстати, самой жизнью. Горсточка зерна, сохраненная в том аду вагона. Зерна летят на сцену-землю. Люди прорастают… Уже проросли.
Аншлаг на премьере тому доказательство. Всем желающим посмотреть постановку даже места в зале не хватило - стояли в проходах, тесно прижавшись плечом к плечу.
Юлия ЗЕНГ, Алматы

Юлия ЗЕНГ