5085

Беспонтовый скрипач

Почему известный музыкант не умеет дружить с министрами

Беспонтовый скрипач

К Марату БИСЕНГАЛИЕВУ на встречу шла с волнением, все-таки 60-летний юбилей мировой звезды, элитный концерт в необычном месте. Интервью получилось бы пафос­ным, если бы не юмор этого удивительного человека.

- У нас последние полгода прямо звездопад званий и грамот - дают всем. Расскажите, что вам вручили по случаю юбилея?

- Ничего.

- Не может быть. Ни медальки, ни значка, чтобы украсить парадный пиджак деятеля культуры?

- У меня и пиджака-то такого нет. А что дают все эти предметы?

- Они ничего не дают, это их дают. У любого приличного деятеля отечественной культуры на отдельном листике выписаны звания и премии, их надо добавлять при каждом упоминании фамилии.

- Да? Странно, я даже то, что есть, не использую. Хотя у меня был какой-то значок! Я же одним из первых получил звание заслуженного. Правда, не знаю, где награда, может, и вовсе потерялась в переездах. У меня в основном звания независимые, не те, что даются государством и чиновниками. Так, я первым получил “Тарлана”, дважды мне вручали “Золотого человека”. Эти статуэтки хранятся на полке в моем офисе. “Тарлан” подкреплялся еще и приятной суммой в 10 тысяч долларов.

- Вы, наверное, просто не владеете искусством нетворкинга, не умеете дружить с министрами культуры. Или считаете себя выше этого?

- Я бы с удовольствием дружил с ними и некоторое время пытался это делать, но с министрами культуры у нас очень трудно встретиться. Пока решишь эту задачу, пока наладишь отношения - уже назначили другого, и надо опять начинать сначала. Сейчас все злословят по поводу бывшего министра, оказавшегося под следствием, а мне жалко его. Вообще жаль все сословие чиновников. На мой взгляд, клептократия, то есть желание использовать власть для увеличения личного богатства, - это такая же болезнь, зависимость, как и многие другие. Надо не сажать людей, страдающих таким недугом, хотя эта мера очень нравится народу, а лечить, выводить из этого состояния. Я вообще сторонник воспитания, а не жестких мер. Желательно воспитания через прекрасное, через искусство.

- Сам день рождения вы встретили в Мумбаи, а не во Франции, где ваш дом и семья. Как отметили юбилей?

- Этот раз был нестандартным - я пригласил всех музыкантов и сотрудников оркестра на банкет. Обычно же люблю отмечать день рождения узким семейным кругом, впрочем, даже определенной домашней традиции по этому поводу нет. Дети иногда просто забывают про мою дату рождения. Помню, как-то до вечера ждал, что поздравят, но никто так и не вспомнил. Бывает, что поделаешь.

- Почему в Алматы делаете не большое фирменное шоу, а элитарный концерт, да еще и в не приспособленном для этого месте?

- Хочу показать то, в чем я действительно силен. Мой конек - это музыка британского композитора Эдварда ЭЛЬГАРА. Да, мы планировали и шоу-программу, то, что любит публика, но год начался так сложно, что эти концерты решено было перенести на осень, а пока дать людям возможность отойти от потрясений. Начали с глубокой, серьезной программы для ценителей. Эльгар - тот композитор, которого я открыл самим британцам. Когда жил в той стране, в течение трех лет вел поисковые работы по всем биб­лиотекам, собирал обрывки, наброски его произведений, затем профессионалы восстанавливали, реставрировали их. Так что я фактически вернул Англии ее культурное достояние.

- Почему вы выбрали такой странный зал, по сути, тойхану?

- Это оказалось самое доступное для выступления помещение. В Алматы очень дорогая аренда залов. Для меня. Такое ощущение, что, когда я ищу место для концерта, мне выставляют особый ценник. Причем это не в первый раз. Кому-то могут по случаю юбилея бесплатно предоставить зал, но не мне. Так что я был благодарен, что могу сыграть здесь, а то, что акустика зала не приспособлена для концертов, мы исправили с помощью звуковой аппаратуры.

- Вы обещали выступать с камерным составом оркестра Мумбаи, но среди музыкантов было много наших. Как это объяснить?

- Оркестр создавал я и пригласил в него лучших музыкантов, с которыми работал в Казахстане. Вообще, состав коллектива международный. Мне не важно, какой национальности человек, главное - его профессиональные качества. Из-за этого, кстати, и был конфликт в Уральске, где я одно время руководил оркестром, но в итоге от меня потребовали, чтобы играли представители исключительно титульной нации. Я отказался так работать. В Мумбаи проблемы с публикой нет, там один город по количеству людей равен всей нашей стране, и у населения огромный голод по классической музыке. Вообще, я уже давно понял, что Европа не тот регион, где можно заработать музыканту, там скорее ценят уже раскрученные имена. А вот Восток более перспективный, там восприятие свежее. Там больше возможностей.

- Вернемся в Алматы. Раньше вы жаловались, что когда ездите по городу на большом дорогом джипе, то все сотрудники дорожной полиции видят в вас легкую добычу и останавливают. Что-то изменилось в этом вопросе?

- Изменения есть. Я сменил джип на небольшую машину, так проще ездить по Алматы, впрочем, и этот автомобиль больше стоит в гараже, а я пользуюсь электросамокатом.

- Что же вы делаете! Званий нет, джипа нет - мы теряем свою идентичность…

- На самокате ездить быстрее и проще. Правда, я обязательно надеваю яркую жилетку, чтобы быть заметным на дороге, и защитный шлем. В том, что это не напрасные предосторожности, я убедился на собственном опыте, и как минимум один раз шлем меня спас. Я вообще часто падаю, во Франции тоже использую электровелосипед - с него падал много раз и даже сломал ребра. А шлем однажды разбил, хорошо, что его, а не голову. Так что все предосторожности не напрасны. Здорово, что в Алматы появились велодорожки. Это единственное, за что я могу сказать спасибо бывшему акиму города Бауыржану БАЙБЕКУ.

- А с ним почему не сложились отношения? Вы же оба музыканты, люди одного братства.

- Как-то на закрытом сабантуе после моего концерта я в шутку попенял ему, что в результате ново­введений к моему дому стало невозможно подъехать. Видимо, аким ждал от меня тост иного рода. И на следующий же день нам было велено в 24 часа освободить помещение во Дворце Республики, где находился офис. Мы успели это сделать, быстро нашли транспорт, вывезли свои вещи. Так что за свое высказывание я немедленно поплатился. Думал, что Байбек нормальный человек, с юмором, и, вероятно, сильно задел его.

Но жаловаться бессмысленно, это система: надо хвалить, а я не умею этого делать. Лично мне не нравится то, что произошло в тот период в городе: неудобная парковочная система, обилие улиц с односторонним движением, плохое обращение с деревьями, хаотичная застройка и низкое качество отделочных материалов. Все это печалит.

- Скажите честно: на вас давит круглая дата?

- Все постоянно напоминают мне о ней! Уже какие-то льготы по возрасту стали появляться. Например, оказывается, теперь в аэропорту можно проходить контроль без очереди, но я смот­рю на этот льготный поток, а там люди на колясках, те, кто еле ходит. Как-то не вписываюсь. Если серьезно, дату шесть-ноль я не ощущаю, разве что по приезде в Алматы падает давление. А так не могу сказать, что мудрости прибавилось или коленки начали скрипеть. Вот заниматься стало сложнее, мышцы не те. Это объективно. Но я и тут нахожу выход: подключаю мозг, опыт - и то, что раньше делал 12 часов, сейчас делаю за час.

- Не обидно, что карьера больше сложилась за рубежом, хотя вы столько раз начинали роман с родиной?

- Я уже спокойно к этому отношусь, воспринимаю все как данность. Существует система, в которой с людьми от власти очень сложно выстроить постоянные отношения. Надо налаживать связи, контакты, а люди быстро меняются, и каждый раз ты заново должен возводить ненадежный замок на песке. Каждый раз я думаю, что это последняя попытка, но потом появляется новый проект, предложение - и снова искушение попробовать.

К тому же здесь есть армия настоящих ценителей музыки - тех, для кого хочется играть. И подросло поколение, которое именно наши проекты познакомили с классической музыкой. Те, кто по-настоящему полюбил ее. Это и есть мое самое большое дело. Да, иногда это знакомство начинается с шоу, но надеюсь, что постепенно люди доходят и до серьезной классической музыки.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть