1511

С грузинским акцентом

Как получилось, что фильм “Нартай” два года дожидался выхода на экраны и за это время стал... еще более актуальным? И почему в качестве второго режиссера искали именно грузинского кинематографиста?

С грузинским акцентом

Начало фильма “Нартай” - это настоящий дурдом: чинная семья немецких фермеров сидит за столом, вместе с ними азиат в спортивке, думающий свою думу о далекой родине. Вдруг паника, сообщение по рации, Нартай срывается, бежит к аккуратному альпийскому сараю, распахивает ворота и выводит оттуда… советский танк, на котором и катит в Мюнхен решать проблемы. Первая мысль созвучна любимому слову главы немецкой семьи (сильные эмоции он выражает русской нецензурщиной). Вторая мысль - казахстанское кино не в адеквате. А потом… Потом нам рассказывают невероятную предысторию, она захватывает, все встает на свои места. И наступает совершенно неожиданный финал, который спойлерить - преступление против зрителя. И главный герой, словно пришел из старого кино, потому что он не красавец, но за таким можно и на край света. Как ни странно, история 30-летней давности про нас нынешних настолько по-живому, что дух замирает.

У фильмов, как у людей, бывают разные судьбы. Официальная премьера фильма “Нар­тай” случилась за два дня до тотального локдауна, поэтому лента соломенной вдовой ждала своих зрителей ровно два года. И за это время стала весомее, потому что в ней как раз про желание вернуться домой, про отвращение к нацистам, про умение поддерживать друг друга, про человечность невзирая на гражданство. Снимали кино сразу два режиссера, даже три: Гульнара САРСЕНОВА, она же и продюсер фильма, Дито ЦИНЦАДЗЕ, а затем Вахтанг ХУБУТИЯ, сменивший уже в процессе съемок своего коллегу. Грузинская интонация очень хорошо чувствуется в кино, и это прямо заказ продюсера.

- Меня привлекло то, - рассказывает Вахтанг, - что история интернациональная, в ней переплелись судьбы людей из разных стран. Действительно, сейчас фильм стал еще более актуальным - мы видим, как враждуют и соседи по карте, и соседи по квартире. В “Нартае” же события складываются так, что приходится сплотиться разным людям. Это очень хороший посыл.

- Чья была идея вставить документальные кадры того времени?

- Это я предложил. Вернее, мы обсуждали идею, но после пробного показа в фокус-группе поняли, что сделать это просто необходимо. Публика в возрасте 20-25 лет без дополнительных пояснений не понимала, что происходит на экране: как войска СССР оказались в Германии, почему они покидают страну, что там делает казах, кто такие нацисты.

- У вас великолепный исполнитель главной роли…

- Шарифбек ЗАКИРОВ - настоящая находка, это отмечают все. Мне кажется, кино не было бы таким, если бы эту роль играл другой актер.

- Все действие происходит в Германии и съемки велись там же. Почему вы не сэкономили и не построили декорации к фильму?

- Мюнхен, его дворики, площади никак не нарисуешь, и, если создавать целую улицу декораций, то вышло бы дороже, чем съемки в Германии. А вот дом, в который попадает Нартай, мы построили под Алматы, это уже декорации. Но они кажутся очень правдоподобными как раз потому, что соседствуют с пейзажами Мюнхена.

Главную женскую роль играет Анна СТАРЧЕНКО. Кстати, она не попала на первую премьеру “Нартая”, поскольку живет в Нур-Султане, и ей пришлось ждать два года, чтобы увидеть свою работу на большом экране.

- Это нормально для артиста, - рассказывает Анна, мы все время ждем: проекта, утверждения, начала работы, потом выхода на экран… Для меня самыми сложными оказались две сцены. Там, где надо было прямо на площади играть на гитаре и петь - мне пришлось несколько месяцев заниматься, чтобы сделать это в фильме. А вторая трудность была в изображении родов. Я пересмотрела кучу видео, очень хотелось сделать все правдоподобно. Снимали много часов, и в итоге у меня было ощущение, что я и правда родила.

Грузинского сорежиссера в фильм искали как раз для того, чтобы была душевность и искренность, характерная для этой школы. В качестве образца, на который надо равняться, неофициально назвали “Мимино”. Кстати, если кому-то сюжет покажется нереальным, в основе его лежит вполне документальный герой и история.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее