1419

Мир, труд, хор

20 лет длится роман популярного “Хора Турецкого” с казахстанской публикой: в Алматы музыканты дали бесплатный для горожан концерт и достали из гардероба счастливый чапан

Мир, труд, хор

Народ штурмом брал вход. Ворвавшиеся с боем были готовы сидеть на ступеньках и стоять у стеночки, как в лучшие доковидные времена. Это ставшее уже традиционным майское выступ­ление “Хора Турецкого” - подарок от правительства Москвы и “Русского дома”. Оно должно было проходить под открытым небом для всех желающих, но в последний момент концерт был задвинут под крышу. Видимо, в городе еще остались фантомные страхи перед большим собранием людей.

Публика в зале собралась возрастная, но темпераментная. Со сцены поддавали жару, советские хиты сменялись попсой, народные песни - классикой. Руководитель хора Михаил ТУРЕЦКИЙ, как всегда, острил и не давал заскучать: он разрешил снимать, подпевать и танцевать. С искренностью тамады признавался в безмерной любви к казахстанцам, жителям самого прекрасного города и сидящим в зале. Заставлял скандировать слова любви к стране. Попутно комментировал происходящее: “Вы так поете, Бишкек отдыхает!”, “В Алматы даже мужчины поют в полный голос, вот что значит хорошая экология!”, “Сейчас солировал легенда хора и его валюта Миша Кузнецов!”. На припеве советского хита на словах “И Ленин такой молодой, и юный октябрь впереди!”, когда один из солистов встал на стульчик, изображая вождя революции, Михаил не выдержал: “Посмотрите, как похож! 30 лет в своем коллективе взращивали!”

Программа была явно рассчитана на купол звездного неба и большую толпу. Артисты жгли, и в какой-то момент показалось, что “Хава нагила” - это уже кульминация праздника единства и песни. Но после был “Каракум” с припевом про карантин, потом желающим предложили пройти на сцену и потанцевать. Затем “Катюша”, посвященная 9 Мая. И только когда зал изнемог и дамы устали вытирать глаза платочками, прозвучала завершающая песня “Солнечный круг”. Ее пели уже хором, причем зал заглушал гостей.

А через 10 минут за кулисами неугомонный руководитель отвечал на вопросы, словно не было выматывающего двухчасового выступления:

- Мы уже 20 лет регулярно приезжаем в Казахстан. У вас здесь хорошо, и всегда так было! Мы дети Советского Союза, и в нас живы эти ценности: дружба, уважение к другой культуре. Я бы не говорил: “Давайте называть друг друга братьями”. Мы добрые соседи. А это самое главное.

- Ваши артисты признались, что мечтают получить звания, а пока почти у каждого есть подаренный в Казахстане чапан. Один из них мы увидели сегодня на сцене, причем вы сказали, что это ваш счастливый талисман…

- Мы когда-то с компанией “Казахмыс” сделали замечательный проект, и несколько лет хор ездил по Казахстану, выступая на площадях больших городов. Устраивали праздники для металлургов и шахтеров, пели песни из старых фильмов вроде “Весны на Заречной улице”. И непременно несколько песен на казахском языке. Для них обязательно вози­ли с собой чапан, потому что это согревает людей, когда они видят нас в национальной одежде своей страны. Так что этот чапан не просто дежурная одежда, он висит у нас в гардеробной на почетном месте.

- Иметь голос с диапазоном в несколько октав - это важно, чтобы попасть к вам в коллектив? И хотели бы вы спеть, например, с Димашем?

- Насчет октав это все понты для приезжих. Я бы послушал вживую диапазон Димаша, мне интересно. Насчет совместного проекта… Он самодостаточный артист, не думаю, что у него есть необходимость спеть с нами. К тому же я не вижу тут какого-то интересного творческого хода: зачем, для кого? А вообще, я очень открыт.

- Сейчас даже выбором пес­ни можно задеть, мы все время ходим словно по минному полю. Сложно стало жить?

- Сложно было моему отцу, который просидел 900 дней под блокадным Ленинградом, неделями питаясь только водой с мукой. Я поздний ребенок, сын фронтовика, и гены помогают чувствовать ситуацию. Да, сейчас очень непросто. Даже в песне с названием “Единство” кто-то может найти подвох. Но я знаю, что и для кого петь. А еще убежден, что музыка должна быть высокохудожественной и неполитической. Только лучшие песни, проверенные временем хиты. Тем более что у нас тема первомайская, День единства народа Казахстана. Мы же очень разные программы делаем: можем новогодний концерт или свадьбу олигарха. Или День медицинского работника, когда мы говорим, что врачи правят миром. И это особенно стало понятно в пандемию. Мой дед, кузнец, в 42 года умер от воспаления легких, а отца в 93 вылечили от этого заболевания. Кстати, я называю профессиональным идиотизмом, когда оперный певец всю жизнь поет шесть партий и ничего больше. А мы каждый вечер в разной роли. Главное - быть искренними.

- Тяжело молодым адаптироваться к работе в таком прославленном коллективе?

- Должно быть давление, потому что именно оно дает рост. Иначе рискуешь быть неинтересным даже своей семье, своим жене и детям. Когда у меня бывали конфликты дома, раввин говорил мне: “Еврейская семья устроена так, что жена все время против, что не дает расслабиться мужчине”. Это правда, потому что при покорной жене мужчине становится скучно, он закисает. Так что и жена должна заниматься делом, и муж. А сейчас я вообще хочу открыть свою школу и подготовить 30-40 воспитанников, чтобы передать им потом свой коллектив и все, что мы накопили. Печально, что хорошая советская школа растворяется: появилось ощущение, что на сцене можно быть успешным, не имея образования, можно надуть звезду за деньги. Но как раз настоящий талант требует образования и много работы. Иногда мне говорят, что мы суперзвезды. Посмотрим, если лет через 50 наши хиты будут искать и слушать…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть