Кайфую на работе!
Назыма ГАДИЛЬБЕК, которую называют “голос Казахстана”, ломает все стереотипы о радиоведущих, созданные различными кинокомедиями последних лет
- Значит, неправда, что на радио идут неудавшиеся телеведущие - те, кто неважно выглядит, прячет за красивым голосом свой лишний вес?..
- У меня все случилось наоборот. Еще студенткой журфака КазГУ ходила на стажировку на “Казрадио” с непреодолимым желанием работать в радиоэфире. И чтобы осуществить свою мечту, стучалась во все двери. А в это время мама говорила мне, упитанному ребенку: “Если будешь на радио сидеть, кто будет тебя знать? Иди на телевидение!” Поэтому моим первым местом работы стала утренняя программа “Будильник” на телеканале “Южная столица”. Я хотела быть ведущей, но пухленькой, откормленной девочке доверяли только работу журналиста за кадром. И вот для того, чтобы появиться на телеэкране, я начала усиленно худеть. За два года постройнела на 14 килограммов, и с тех пор мой вес не превышает 50 килограммов.
Но что интересно: когда все вокруг стали восхищаться моей фигурой и я попала наконец в кадр, мне стало скучно, я перестала получать удовольствие от выбранной профессии. Как оказалось, без телевидения я могу, а без радио нет. Между телепрограммами, которые я вела в разное время, были большие перерывы, а максимум перерыва, который у меня был на радио, - два месяца. Это моя стихия. В первые годы я работала в радиоэфире почти бесплатно и кайфовала от этого!
- И чем, по-вашему, так интересно радио?
- Особой магией во время обратной связи со слушателями. Когда, не используя внешность, жесты, поведение, ты одним только голосом можешь кого-то развеселить, кого-то подбодрить, а кому-то дать надежду на будущее. Иногда звонит в эфир человек явно неадекватный, злой из-за множества проблем или поругался с кем-то, а поговоришь с ним по душам и чувствуешь, как он оттаял, успокоился. Мне от этого самой хорошо становится.
Был у меня один постоянный слушатель из мест не столь отдаленных. На какую бы радиостанцию я ни переходила, он меня везде находил. Как-то раз прихожу на работу, а мой коллега передает: “Звонил твой поклонник, сказал, что выходит на свободу, и сильно благодарил”. Рассказал, что все пять лет заключения я и мой голос помогали ему верить в лучшее, строить добрые планы на будущее. К тому же, слушая меня, он выучил русский язык, на котором раньше не мог сказать ни слова.
Или, например, мои слушатели с “Радио Ретро”. Узнав где-то в общественном месте меня по голосу, они всегда удивлялись: “Вы, оказывается, такая молоденькая, такая маленькая, а мы вас слушаем и верим, думаем, что у вас большой жизненный опыт”. Ну а таксисты вообще меня родной считают! Как после этого радио не любить?
Сейчас я работаю на радио не развлекательного, а делового формата, но люди все время пишут мне: “Вернитесь! Хотим, чтобы именно вы поздравили нашего любимого человека в эфире”. Согласитесь, это дорогого стоит. Вначале над каждым таким сообщением я плакала. А потом решила открыть на своей страничке в Инстаграме проект “Инстарадио”. Там я поздравляю и передаю приветы всем желающим.
- Как удается подбирать ключики к разным людям?
- Все получится, если с каждым слушателем общаться от сердца. Думаю, эта мудрость передалась мне от папы. Он был суперскромный интеллигентный мужчина, который никогда не решал проблемы кулаками. И подход у него был к каждому. Когда он ругал меня, то гладил по голове, и я не могла понять, что происходит. До сих пор в каких-то сложных жизненных ситуациях я говорю: “Был бы ты жив, папа, ты бы мне дал правильный совет. Мне так тебя не хватает!”
Десять лет я носила траур, но так и не пережила это горе, мне до сих пор тяжело говорить об этом... В 2011 году, когда папе было всего 57 лет, у него, совершенно здорового человека, случился обширный инфаркт. В 7 утра он вышел на улицу, завел машину, чтобы ехать на работу, а в 7.20 мама выглянула в окно и увидела, что машина так и не тронулась с места. Почувствовав неладное, выбежала на улицу, но было уже поздно.
- А кто по специальности ваши родители?
- Папа - научный работник в сфере животноводства, а мама - домохозяйка. Я второй ребенок в семье, но старшей сестры не стало в раннем детстве. Она болела, и смотреть за мной маме было особо некогда. Поэтому я была самостоятельная: в семь месяцев пошла, а в девять заговорила. Единственное требование, которое выдвигали мне родители, - хорошо учиться. Мама всегда говорила: “Можешь дома ничего не делать, только учись хорошо!” И я на отлично окончила школу. Всегда выигрывала все олимпиады по математике, и родители думали, что я поеду поступать на физмат в МГУ, хотели, чтобы дочь работала в банке.
Но когда я сделала первый сюжет на телевидении и папа увидел свое имя Гадильбек в титрах, то заплакал и сказал: “Спасибо, доча!” Успел он услышать меня и на радио. Счастливых слез тогда было еще больше.
- Почему вы тщательно скрываете свою личную жизнь?
- Когда моя популярность стала набирать обороты, я сразу поняла, что в моей жизни будет островок, принадлежащий только мне. Понимаю, что во времена Инстаграма, не показывая личное, теряю подписчиков, теряю заработки, но иду на это осознанно. Точно знаю, что сегодня тебя и твоих близких могут осыпать словами любви, а завтра облить ведрами дерьма. Мои близкие к этому не готовы.
- А может, скрываете любимого мужчину, чтобы не отпугнуть поклонников? Коллеги говорят, что только Назыма Гадильбек всегда уходит с эфира с подарками и цветами от слушателей...
- Никто из поклонников творчества никогда не претендовал на роль моего парня, не звал меня на свидания. В записках, которые мне присылают, обычно лишь слова благодарности за мою работу. И никогда не было никакой пошлости.
- Дело тут не в пошлости, а в том, что некоторые ваши коллеги-радийщицы смогли удачно выйти замуж за своих слушателей...
- Видимо, мне не повезло! (Смеется.) Зато был у меня такой преданный поклонник, который каждый эфир читал на всю страну оду в мою честь собственного сочинения. Были там такие строки: “Ах, Назыма, Назыма, тебя любит вся страна, а отец твой Гадильбек был хороший человек!..” Длилось это лет десять. А не так давно этот поклонник вдруг пропал. Коллеги узнали, что он якобы скончался от коронавируса…
Еще один радиослушатель присылал цветы и записки со стихами собственного сочинения строго по пятницам. Все уже знали: пятница, 12 часов - сейчас придет курьер с красивым букетом. Был и такой поклонник, который сначала упорно писал мне сообщения, а когда понял, что я не хочу на них отвечать, тоже стал присылать по букету каждую неделю. Цветов вообще всегда было много, а на 8 Марта я обычно в них просто утопала, сидя в эфирной студии.
Некоторые присылают шарики. Например, скажу в эфире, что мне грустно сегодня, и уже через полчаса весь кабинет в шарах. А потом читаю в Инстаграме: “Хочу, чтобы вы улыбались!”
- Правда, что радиоведущие очень любят разыгрывать своих коллег в прямом эфире и бывают просто беспощадны, подставляя друг друга?
- У меня был случай, когда в эфире “Европы Плюс” я, наоборот, изо всех сил пыталась помочь коллеге. Но это было очень смешно. Коллега-журналист должен был начать выпуск новостей сразу после моего блока в эфире. И вот время пришло, а его все нет. Вдруг он влетает в студию, не глядя вокруг, садится за свой стол и начинает читать информацию в... лампу вместо микрофона. Он был в таком стрессе из-за опоздания, что ничего не видел, кроме своих листов. Звука тоже не слышал, так как не успел надеть наушники. Я ему сначала со своего места знаки подавала, потом встала и начала танцевать, руками указывая на микрофон. Тщетно! Потом мы вместе переживали, чтобы начальство этот эфир не слышало.
Однажды и меня саму чуть не уволили с телеканала “Тан”, когда я вела там новости. Мне пришлось читать информацию про биотуалеты, которые имели какое-то необычное название. Не знаю, почему меня это так рассмешило, но я не смогла удержаться и просто хохотала в голос на протяжении всего сообщения. Режиссеру, чтобы убрать меня из кадра, пришлось раньше времени уйти на картинку, а потом и вовсе отключить. После этого в кабинете генерального директора я выслушала серьезную нотацию.
А на радио был случай, когда я после своего прекрасного, заранее подготовленного спича должна была сказать: “С вами была ведущая музыкальных программ Назыма Гадильбек”, но сказала что-то другое. И тут же выдала: “Вот дура какая!” Просто подумала, что, попрощавшись, выключила микрофон. Но, оказывается, забыла. И вдруг звонит мне папа: “Вам не кажется, что вы зря на всю страну мою дочь дурой обозвали?!” А мне, конечно, было не до шуток.
- Расскажите о своем сотрудничестве с певицей Лидо.
- Оно давно переросло в дружбу, которой в этом году 16 лет. Сначала я была концертным директором Лиды, представляла ее интересы в прессе, мы летали вместе на гастроли, а потом стали делиться друг с другом личными секретами, отмечали вместе все семейные мероприятия. Мне нравится, что мы никогда не делили мужчин, никогда не делили славу и каждый из нас занимался своим делом. И вот как-то пили чай у Лиды дома и вдруг решили создать общий интернет-проект. Назвали его “Трансформация NALIцо”, где NA - первые буквы моего имени, а LI - имени Лидии. В нем мы преображаем женщин, которым с детства внушали, что главное их предназначение - муж, семья, дети, что они должны всем, но только не себе. И, судя по реакции людей, поняли: как бы ни было плохо все вокруг, людям нужна красота, позитив, они хотят верить в чудо. Тем более на фоне последних событий, произошедших в нашей стране.
Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы