2950

Пандемия нас только сплотила

Билл КЛИНТОН пританцовывал под музыку “Улытау” во время поездки в Казахстан, а королева Елизавета II наградила основателя группы рыцарским орденом. Продюсер “Улытау” Кыдырали БОЛМАНОВ и старожилы этого легендарного коллектива вспоминают, как в год обретения Казахстаном независимости зарождалась самая патриотичная группа страны.

Пандемия  нас только сплотила
Группа “Улытау” (слева направо): Али, Серик, Рустем, Асель, Максим и Жанболат.

- Помню, ехал в машине по делам, и вдруг мне сообщают, что пришло письмо из Оксфорда, где написано о моем награждении королевой Великобритании. Я не поверил: где королева и где я? Ребята из посольства, кажется, пошутили! - рассказывает Болманов. - Потом узнали, что мне действительно будут вручать орден Королевы Виктории на рож­дественском светском рауте в императорском дворце Хофбург в Вене в конце 2010 года. До конца не веря в происходящее, я отправился получать свою награду в Австрию. Там я наконец спросил: “За что?” И мне грамотно объяс­нили: “За разработку технологии внедрения этномузыки в мировую технологию шоу-бизнеса”. Оказалось, что все эти годы я занимался тем, чем никто раньше в мире не занимался, и родил так называемый этнорок!

Кыдырали Болманов и его группа “Улытау”.

- Но это было, когда о группе “Улытау” знал уже весь мир. А с чего все началось?

- С моего выступления на конкурсе “Азия дауысы” в 1991 году. Защищать честь Казахстана на этом престижном международном фестивале меня пригласил Александр ПОНОМАРЕВ - один из его основателей. Меня это очень вдохновило, ведь он выбрал меня на студенческом капустнике в Академии искусств имени Жургенева из множества начинающих музыкантов.

Я понимал, что это эстрадный конкурс, но хотел выступить именно с национальной музыкой, создать идеологический номер. Тогда я подумал: почему бы не склеить домбру с шоу-бизнесом? Если честно, я очень боялся, ведь никто раньше так не делал: с одной стороны, меня могли обвинить в том, что я посягнул на святое, а с другой - в том, что нельзя нарушать установленные правила, поскольку национальная музыка не приспособлена к эстраде. Но я вышел на сцену с домброй и спел традиционное терме, добавив другие инструменты. Это было ново и дерзко.

Публика приняла этот синтез на ура, он понравился практически всем. В тот момент, когда я играл на домбре проигрыш под барабаны, мне и пришла мысль: почему бы не сыграть наши уникальные казахские кюи, которым по 150-200 лет, по-новому? Но это оказалось делом сложным, поэтому на аранжировки, в которых мы объ­единили рок-музыку с национальной, ушел не один год.

- Расскажите, как вы отбирали музыкантов в свою группу?

- Конечно, мне нужны были очень сильные музыканты, так как не каждый потянет такой мощный инструментал. И поскольку сначала я соединил домбру со скрипкой, то искал домбриста с отличным чувством ритма, что случается нечасто. С первого раза мне не повезло: домбрист был хороший, но постоянно опаз­дывал, нарушал дисциплину.

А вот с гитаристом Максимом КИЧИГИНЫМ сложилось с первого раза. Правда, в конце 1990-х я приложил немало сил, чтобы возвратить его из Москвы, когда в составе другой группы он решил уехать в Россию. О том, что такого крутого гитариста сегодня вряд ли найдешь во всей Средней Азии, вам скажет любой музыкант.

Все остальные участники группы тоже настоящие мастера своего инструмента. Это домбрист Рустем НУРЛЫБАЙУЛЫ, бас-гитарист Серик САНСЫЗБАЕВ, клавишник Жанболат АДИЛОВ, барабанщик Али ИБРАГИМОВ и скрипачка Асель ИСАЕВА.

Менять музыкантов приходилось не так уж часто. А вот скрипачек у нас было четыре, потому что девочки постоянно выходят замуж, рожают детей. И какой бы договор ни был составлен, не будешь же судиться, если человек решил устроить личную жизнь. Хотя каждый такой уход - это колоссальный урон для группы.

- Тем не менее в этом году вы повторили свой успех 20-летней давности и вновь покорили Голливуд...

- Чтобы на нас обратили внимание, чтобы молодежь по-настоящему полюбила домбру, как минимум надо было поехать в Америку и там произвести фурор. Что мы и сделали в 2001 году, завоевав Гран-при и золотую медаль на Всемирном чемпионате музыкальных исполнителей, в котором участвовали музыканты из 86 стран.

В этом году все в том же Голливуде с отрывом в 10 тысяч голосов мы обошли в финале представителей 35 государств, а в отборочном туре их было 83. Это был конкурс DJOOKY Music Awards, который проходил онлайн из-за пандемии.

- Но, конечно, живая реакция публики не сравнима ни с чем, - вступает в разговор Максим Кичигин. - Например, в 2004 году в Шотландии, в городе Абердине, мы выступали на сцене крупнейшего местного рок-клуба, и люди там настолько завелись от нашего кюя “Жумыр кылыш”, что повскакивали на столы, танцевали, кричали, гремели - устроили настоящее цунами. Два раза мы выходили на бис, а потом убежали в гримерку. И вдруг появляется Кыдырали: “Они опять хотят эту вещь. Быстрее на сцену, иначе разнесут весь зал!” Это, конечно, очень приятно.

В 2005 году, когда Билл Клинтон приезжал в Алматы и встречался с нашим президентом Нурсултаном Абишевичем НАЗАРБАЕВЫМ, мы обеспечивали музыкальное сопровождение. Дело было на природе, в горах. Президенты шли по дорожке, а мы играли. Клинтон остановился возле нас, дослушал композицию до конца, пританцовывая, а потом еще и аплодировал.

Хвас­таться, конечно, нехорошо, но я горжусь, что наша группа всегда представляет Казахстан на значимых государственных мероприятиях с участием глав государств и правительств. Мы уже сбились со счета, сколько стран объехали. Легче сказать, что не были только на двух континентах – в Антарктиде и Африке.

- Можно узнать у Асель: трудно ли ей было ужиться в вашем мужском коллективе?

- Несколько месяцев после профессионального кастинга мне надо было ждать решения своей судьбы не только от Кыдырали Нуртайулы, но и от директора группы и от каждого из ребят. Они решали, удастся ли мне преодолеть период адаптации в их коллективе, - улыбается Асель. - Представьте: я студентка первого курса консерватории, которая вообще не знала, как находить подход к мужчинам, как вообще работать в коллективах, а тут взрослые дядьки из телевизора, и мне надо с ними контактировать! Я их боялась и ужасно стеснялась. Но меня подкупала их открытость и теплота, которая шла от Кыдырали Нуртайулы: “Мы одна семья. Ты нам как сестренка”. И вот я в группе с конца 2012 года.

- Мы балуем ее, на руках носим, - добавляет Рустем Нурлыбайулы. - А наш басист Серик еще и постоянно гладит специальным паровым утюгом костюм Асель, потому что он очень тяжелый, стилизованный под доспехи батыров. И сумку ее на гастролях таскает. Поэтому наша Асель всегда, как принцесса, идет впереди налегке со своей скрипочкой, которую никому не доверяет.

- А почему именно Серик это делает?

- Ну у него поклажа всегда легкая. А еще он у нас единственный, кто не женат. (Смеются.)

- Расскажите, как сказался на вас карантин, связанный с эпидемией коронавируса?

- Это было очень сложное время, - делится Кыдырали. - Мне надо было кормить свою семью, а также мою вторую семью - “Улытау”. То, что зарабатывал в своем бизнесе, то, что когда-то скопил, - всем делился с группой. Мы уже давно братья, одно целое.

- И как бы трудно нам ни было, мы понимали: если сейчас рассыплемся, значит, проиграли. Старались терпеть, находили заработки на стороне. Чувствую, что пандемия нас только сплотила, еще больше объединила! - добавляет Максим.

- Значит, музыканты группы “Улытау”, которая является визитной карточкой страны, люди небогатые?

- Миллиардерами пока не стали, а вот миллионерами - да! Было время, мы продали более миллиона дисков за рубежом, - улыбается продюсер. - И надо понимать, что мы занимаемся не коммерческой, а идеологической музыкой: мы не тойская группа, танцевальных мелодий у нас нет. Поэтому нас спасают концерты, которые мы проводим за рубежом, где хорошо распродаются билеты на нас. Найти партнеров, чтобы продвигать “Улытау” на меж­дународном рынке, в частности в Турции, где аудитория гораздо больше, чем у нас, - это сейчас одна из главных моих задач. И в ближайших планах концерты в пяти городах Турции, которые, кстати, пройдут как мосты дружбы между нашими странами и будут посвящены 30-летию Независимости Казахстана.

А годом рождения группы под названием “Улытау” мы считаем 2001-й, поэтому отмечаем 20-летний юбилей. И мне очень жаль, что до сих пор музыканты из “Улытау” не получили ни одного звания за свой колоссальный труд. Не потому, что это группа Кыдырали Болманова, а потому, что это те музыканты, которые много лет трудятся на благо страны, на ее имидж.

- Вы были первыми в своем роде. Но теперь подражателей у “Улытау” много. Как к этому относитесь?

- Так было всегда: и мое трио “АБК”, и наш с Каракат дуэт (Каракат АБИЛЬДИНА, популярная певица, заслуженный деятель Республики Казахстан. - О. В.), и группу “Улытау” копировали многие. Но это было моей целью - чтобы наша домбра была постоянно на слуху и мы могли пропагандировать свою национальную культуру!

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть