Биржан Хасангалиев: Наш Чайковский немного казах
Первый и единственный в Казахстане памятник великому зарубежному композитору находится во внутреннем дворике алматинского музыкального колледжа. Это четырехметровая гранитная скульптура Петра Ильича Чайковского, имя которого носит учебное заведение. Мы встретились с директором колледжа Биржаном ХАСАНГАЛИЕВЫМ, по чьей инициативе и был установлен этот памятник, а позже разбит сквер вокруг него, чтобы понять, нужно ли нам увековечивать иностранцев, пусть даже гениев.
- Вы поняли, что наш Чайковский в творческом вдохновении смотрит на вход в учебное здание, будто дает бата нашим студентам? - сразу экзаменует нас Биржан Ескендирович, пока мы внимательно рассматриваем изваяние. - И согласитесь, что он у нас хоть и русский, но все же немного казах. На словах объяснить это трудно, надо увидеть лицо, в котором чувствуется какой-то азиатский прищур. Это означает, что его имя, его произведения являются достижением мировой музыки, величайшей ценностью для всех, какой бы национальности ты ни был, в какой бы стране ни жил! Также я решил отойти от традиции написания на памятнике даты рождения и смерти. У нас этого нет, ведь музыка Чайковского вечна, она не имеет начала и конца!
Немало вариантов памятника предлагали Хасангалиеву - больше трех месяцев он отсматривал эскизы. Но все напоминали ему памятники Чайковскому, установленные в разных городах, в частности походили на известный во всем мире монумент возле Московской консерватории. Только молодому казахстанскому скульптору Еркину МАКУЛБАЕВУ удалось воплотить в жизнь все задумки Хасангалиева. И когда он рассказал об этом интересном проекте своим друзьям-бизнесменам, они сразу вложились в него. Автор идеи внес и личные средства. Всего понадобилось 6 миллионов тенге, и Биржан Ескендирович гордится, что на такое нужное дело не ушло ни одного тенге из государственного бюджета.
- Несмотря на это, мне пришлось столкнуться с серьезным давлением части коллектива, прежде чем у нас появился памятник Чайковскому, - вспоминает директор музыкального колледжа. - Когда в 2015 году я пришел на этот пост, то были разные разговоры, обращения сотрудников в плане того, что на волне переименований в национальном ключе надо присвоить колледжу другое имя. Но я сразу сказал, что не пойду на это!
Свою позицию Хасангалиев объясняет очень просто. Во-первых, сам он очень любит гения мировой музыки Чайковского. Во-вторых, уверен, что иметь имя Чайковского в названии крайне престижно для любого музыкального заведения, ведь это придает ему особый статус во всем мире. И в-третьих, посчитал, что нельзя пренебрегать историей, ведь с этим именем связано формирование старейшего в стране учебного заведения, учиться в котором всегда было престижно. Заслуженный деятель Республики Казахстан, известный эстрадный исполнитель, композитор Биржан Хасангалиев знает это не понаслышке, ведь и сам он в 1997 году закончил отделение теории музыки алматинского музыкального колледжа имени Чайковского.
- Чтобы больше никаких разговоров не было, я с 2016 года начал прорабатывать вопрос об установлении памятника. Сидеть в кресле директора колледжа я всю жизнь не буду, но после моего ухода памятник станет крепким фундаментом, сдерживающим фактором, стержнем, благодаря которому имя Чайковского навсегда останется в названии нашего учебного заведения.
20 октября 2017 года в Алматы преподаватели и студенты колледжа, генеральный консул и представители посольства Российской Федерации под звуки музыки Петра Ильича Чайковского торжественно открыли ему памятник. К этому дню приурочили и начало первого республиканского конкурса традиционных казахских исполнителей “Көшпенділер əуені” (“Мотивы кочевников”).
- Я бесспорный патриот своей родины, казахской культуры и при этом являюсь приверженцем политики взаимного обогащения разных культур, - объясняет Хасангалиев.
И когда мы заходим в здание прославленного музыкального колледжа, нас сразу встречают два гения мира музыки. Рядом с большим портретом Петра Чайковского расположен бюст Ахмета Жубанова, известного казахского музыковеда и композитора, который являлся одним из основоположников этого учебного заведения, созданного еще в 1932 году. Как это было, можно узнать из экспонатов музея колледжа, расположившегося здесь же, в фойе. Музей появился два года назад, и это тоже заслуга Биржана Хасангалиева. Он уверен, что каждый, кто переступает порог этого учреждения, должен знать, что у него есть корни, история, традиции.
- Это было самое первое в Казахстане музыкальное учебное заведение, и называлось оно “музыкально-хореографический комбинат”. Через восемь лет, в 1940 году, когда весь мир отмечал столетие Петра Ильича Чайковского, нам и было присвоено его имя, - начинает экскурсию Биржан Ескендирович.
Мы узнаем, что колледж взрастил восемь народных артистов Советского Союза: это певцы Ермек СЕРКЕБАЕВ, Алибек ДНИШЕВ, Ришат АБДУЛЛИН, композиторы Еркегали РАХМАДИЕВ, Газиза ЖУБАНОВА, Нургиса ТЛЕНДИЕВ, дирижер Шамгон КАЖГАЛИЕВ, классик уйгурской музыки композитор Куддус КУЖАМЬЯРОВ. Здесь учились народные артисты нашей республики: эстрадная певица Нагима ЕСКАЛИЕВА, композиторы Кенес ДУЙСЕКЕЕВ и Анатолий БЫЧКОВ, дирижер Мурат СЕРКЕБАЕВ, оперная певица Шабал БЕЙСЕКОВА. Личные вещи тех, кого уже нет в живых, на хранение в музей передали их потомки. Здесь же увековечена память учащихся, воевавших в Великую Отечественную войну. Рассказывается и о других выпускниках, известных нашим современникам. Это и певица Люция ТУЛЕШОВА, музыканты Дильмурат БАХАРОВ, Юрий ЛОЗА, Владимир МИКЛОШИЧ, Виктор ХОМЕНКОВ, музыковед Юрий АРАВИН, домбристка Айгуль УЛКЕНБАЕВА, композитор Едиль ХУСАИНОВ, депутат мажилиса Артур ПЛАТОНОВ.
А потом мы попадаем в недавно отремонтированный концертный зал колледжа, которому присвоили имя Ермека Серкебаева.
- Ремонта у нас не было давно. И вот мы пригласили специалистов по акустике с Украины, которые проработали каждую деталь стены. Потом установили мощное световое оборудование европейского производства и уже готовились к вечеру группы АВВА, как грянула пандемия! - сетует Хасангалиев.
Правда, концерт под названием The Beatles forever провести успели. Учащиеся колледжа, которые являются участниками эстрадных, струнных ансамблей и классическими музыкантами, так исполняли произведения ливерпульской четверки, что алматинские битломаны назвали этот концерт лучшим из того, что они когда-либо видели и слышали в Алматы!
Проходили здесь и концерт “Голос Украины в Казахстане”, и вечера уйгурской музыки и современной французской песни. И это еще один пример того, как можно совмещать родную культуру с культурами других народов и стран. При этом Хасангалиев всячески поощряет мероприятия, связанные с народными инструментами, возродил республиканский конкурс вокалистов имени Куляш Байсеитовой, который не проводился уже 14 лет, и учредил республиканский конкурс эстрадного вокала “Атамекен жулдызы”. И все это также на средства частных партнеров, с которыми за пять лет руководства наладил отношения.
- И все-таки, когда к нам приезжают иностранцы, они хотят окунуться в национальную культуру, увидеть памятники выдающимся казахским деятелям. А за Чайковским они поедут в Россию…
- Когда в 2017 году наш колледж проводил отчетный концерт в Москве, то их музыканты больше обращали внимание на нашу народную музыку. Они были в восторге от нее, потому что раньше не слышали, не знали. А наши студенты занимаются домбровой и кобызовой музыкой на скамейках вокруг памятника Чайковскому, чью музыку прекрасно знают. Считаю, что это правильный синтез, когда нет перекоса в сторону только своей музыки. И уверен, это даст масштабные результаты. Из таких всесторонне развитых молодых музыкантов и выходят наши Димаши Кудайбергены, - уверен Хасангалиев.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы