Вы с какой картины сбежали?
“Надуйте щеки. Мне надо приклеить вам уши и подкрасить носик”. Нелегко быть моделью на конкурсе косплея по картинам современных отечественных художников! Особенно если ты еще и автор полотен. Художница Муниса ГУЛИЕВА окунулась в свое искусство в полном смысле этого слова.
Казахстанцы активно оживляют картины современных мастеров кисти. В борьбу за призы проекта Qazaqstan Oneri включились люди разных профессий. Мы с подругами тоже решили поучаствовать.
- Давайте возьмем полотна Мунисы Гулиевой. У нее интересные женские образы с нотками иронии, - предложила визажист Лариса СТАРОДУБЦЕВА.
Мне досталась картина “Мой дом”. Нужно было найти желтую пижаму и тапочки, как у маленького Мука. Лариса облегчила мне задачу и сделала наряд из гофрированной бумаги.
Настал день преображения.
- Закрой глаза, - просит Лариса. - Сейчас я тебе другие очи нарисую.
Краски ложатся на мое лицо. Я ничего не вижу, но слышу, как хихикают участники косплея.
- Ты похожа на гномика, - шепчет кто-то на ухо.
Хочется посмотреть, но мастер не разрешает открывать глаза, чтобы краска не слиплась.
Меня ведут мерить пижаму. Костюмчик слегка маловат и трещит по швам, пока его натягивают на меня. Не надо было есть перед съемками!
- С размером не угадала, но это не беда, - успокаивает Лариса. - Сейчас степлером все прихватим.
Стараясь лишний раз не дышать, иду на съемку. И все это с закрытыми глазами.
- Чего-то не хватает в образе, - говорит фотограф.
- Уши! Я забыла уши сделать! - вскрикивает визажист. - Сейчас из бумаги вырежу.
Через несколько минут слышу, как рядом с моими ушами клацает степлер, и молюсь, чтобы Лариса не промахнулась.
- Можешь посмотреть на себя, - наконец произносит она. - Очень мило получилось!
Смотрю в зеркало:
- Аватар отдыхает! И кстати, пижама классная, надо будет себе такую прикупить.
Народ на площадке хватается за животы и начинает со мной фотографироваться. Я тоже хохочу от души.
Моей коллеге Екатерине ТИХОНОВОЙ предстояло оживить картину “Девушка с птицей”. Ей наложили зеленый грим, а волосы покрасили гуашью. Сходство с героиней полотна налицо!
- Я решила не смывать краску и пойти домой в образе, - рассказывает Катя. - Иду, людям улыбаюсь. Народ реагировал по-разному. Две женщины перебежали на другую сторону тротуара, а вот молодые ребята неожиданно спросили: “Девушка, вы с какой картины сбежали?” Но самое веселье началось дома. У меня отключили воду. Сижу такая вся зеленая и чаю хочу.
Погрузившись в картины Мунисы, мы решили познакомиться с ней лично.
- Про конкурс не знала и приятно удивлена, что вы выбрали именно мои работы, - призналась она.
Гулиева 15 лет проработала в кино художником по костюмам и художником-постановщиком. Потом решила вернуться в искусство и в 2017 году провела свою первую персональную выставку.
- По профессии я художник-мультипликатор и художник по ткани, - рассказывает Муниса. - Устала от съемок и в один прекрасный день взяла в аренду мастерскую, купила краски, холсты и закрылась там. Год творила. Результатом затворничества стала серия картин о восточных женщинах. Все сюжеты жизненные.
- У женщин на картинах есть прототипы в жизни?
- Нет. Это собирательные образы. Все мои портреты - сплав разных эмоций. Часто вижу, как женщину затягивает быт и она забывает о себе, своих мечтах. Мне нравится ставить своими работами вопросы, чтобы зрители задумались, дорисовали сюжет, пофантазировали.
- А хотите преобразиться в одну из ваших героинь? - неожиданно спросила художницу Лариса. - Вижу вас в картине “Девушка с синими косами”. Это же ваш автопортрет?
- Все мне так говорят, но это не автопортрет, - смеется Муниса. - Давайте покреативим!
И вот мы встречаем ее на площадке для съемок. Немного волнуемся. Она пришла легкая и улыбчивая и сразу заполнила своей энергией пространство.
- Боже, какие косы! - воскликнула Муниса, увидев детали образа.
- Ух! Рада, что понравились, - выдохнула визажист. - Я долго не могла придумать, как сделать синие косы. Перепробовала много вариантов, и все было не то. Уже хотела парик искать, как на глаза попалась гофрированная бумага, и я поняла, что это будущие косы.
Но самое сложное было впереди.
- Не так губы поджала. Изобрази удивление, - просит Лариса. - Нет, не так. Еще дубль.
Видно, что у художницы не получается повторить эмоцию оригинала картины, но она старательно дует щеки, косит глаза и делает губы бантиком.
- Легче нарисовать картину, чем оживить, - улыбается Гулиева. - Картина “Девушка с синими косами” была создана три года назад. Я долго не могла вспомнить те ощущения, которые тогда вкладывала в образ. Нужно было изобразить удивление и разочарование одновременно. Это был бесценный опыт. Планирую в будущем практиковать такие преображения, чтобы глубже понимать свои работы.
- Вам понравился косплей на ваше творчество?
- Очень. Точное попадание в образ принцессы Анис у журналиста Елены КОЭМЕЦ, в тигрицу у психолога Натальи ИМТОСИМИ. Юной модели Милане КАЛИНИЧЕВОЙ удалось передать настроение картины “Наслоение”. Екатерина Тихонова мастерски вжилась в холодную девушку с птицей. Еще одна тема, которая есть в моих картинах, - это птицы. Символ свободы и легкости. Особенно хочу отметить, как Лариса прочитала мою работу “Мой дом”, а вы ее воплотили. Мои полотна заиграли другими красками. И это прекрасно!
После нескольких часов съемок художнице удалось поймать настроение своей картины, и фотограф с визажистом облегченно выдохнули.
- Мне хотелось, чтобы ожившие полотна были близки к оригиналу, но при этом я постаралась внести долю юмора и позитива, - говорит Лариса. - Надеюсь, нам это удалось!
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Сергея КАЛИНИЧЕВА, Алматы