Лук вам в руки
Модели здесь учатся стрелять из древнего оружия, а йоги постигают горловое пение… Этноклуб “Туран” открыл известный музыкант-мультиинструменталист Абзал АРЫКБАЕВ вместе со своими единомышленниками, чтобы популяризировать наследие евразийских кочевников.
Идея создания этноклуба возникла еще в 2010 году, когда популярный этно-фольклорный ансамбль “Туран”, лидером которого является Арыкбаев, отправился в Венгрию на международный курултай тюркских народов. Музыканты были ошеломлены масштабом и форматом мероприятия - 250 тысяч участников более чем из 70 стран демонстрировали такие знания и умения, которые в Казахстане давно были утеряны.
- На курултай съехались тюрки, начиная от Японии, Якутии и заканчивая странами Европы, - вспоминает Арыкбаев. - Но именно нас принимали как старших братьев, потому что венгры - выходцы из Средней Азии, прямые потомки гуннов. И к нашему стыду, мы ничем не могли их удивить, кроме музыки. Среди нас не было ни лучников, ни тех, кто занимается клинковым оружием. Сами же венгры с детства, с четырех-пяти лет, стреляют из лука, занимаются фехтованием, фланкировкой, тщательно изучая и исследуя свои корни и культуру. Это вызывало здоровую зависть.
Музыканты “Турана” возвратились домой с луками, а Абзал увлекся этим направлением настолько, что стал усердно заниматься стрельбой из лука. Через год вместе с директором фонда “Наследие кочевой цивилизации” Сейдомаром БАТЫРЖАНОМ было решено провести в нашей стране первый, пробный турнир по стрельбе из лука. К сожалению, лучников набралось всего 14, и это при том, что некоторые участники приехали из Кыргызстана.
Зато когда в январе 2020 года этноклуб был открыт, в нем уже можно было обучаться не только стрельбе из лука, но и фехтованию, фланкировке, владению саблями, копьем, топором.
- Что меня поразило: наверное, 75 процентов из тех посетителей клуба, кто захотел научиться обращаться с оружием, были женщины! - смеется Абзал. - К нам приходило много девушек, которые являются профессиональными моделями - красавицы ростом под метр девяносто. Они рассказывали, что такие навыки нужны им для фото- и видеосъемок, которые сейчас модно проводить в стиле этники. Мы их с удовольствием обучали, решив, что одно другому не мешает, это ведь все равно популяризация!
Еще одно очень востребованное направление в клубе музыкальное. Это уроки домбры, кобыза, сазсырная, шанкобыза. Особенно большой спрос сейчас на горловое пение, которое существовало у казахов со времен гуннов и скифов. Согласно легендам об этом виде искусства, молодые люди, овладевшие горловым пением, неожиданно взглянув на свое отражение, видят себя уже древними старцами. Это значит, что вся их жизнь пролетела в нереальном мире звуков медитации. Отсюда и запрос на такое умение от тех, кто занимается йогой, и от желающих проводить шаманские обряды. Радует то, что молодежь учится этому искусству, чтобы постичь навыки предков.
В этноклубе “Туран” учат и традиционным танцам кочевников, среди которых популярны так называемые танцы суставов. Всем известный “Кара жорга”, оказывается, далеко не единственный, полезно прорабатывающий наши суставы. Существуют и “Аюби”, и “Танец беркута”. Все они связаны с тотемизмом, когда-то исполнялись у костра перед выходом на охоту или войну и до сих пор очень популярны среди казахов в Китае и Монголии.
И, конечно, особый интерес вызывают многочисленные лекции клуба, рассказывающие о культуре и истории, традициях и обычаях казахского народа.
- Наша молодежь исправно ходит на тои и мероприятия, участвует во всех обрядах, но толком не знает ни их смысла, ни для чего они нужны. Бывает, доходит до смешного. Например, когда играет домбрист, из зрительного зала публика восклицает: “Џй де!”, “Шап!”. Обычно начинают выкрикивать взрослые люди, а потом молодежь охотно их поддерживает. Но однажды я задал прямой вопрос молодым людям: “Вы только что кричали, а для чего? Что значат эти восклицания?” И вообще никто из них не смог ответить, что таким образом казахи говорят об определенном даре музыканта, чем пытаются еще больше его раскрыть, - объясняет основатель этноклуба. - Очень много бесед и споров ведется у нас на тему запретов, которые называются “ырым”. Допустим, нельзя возвращаться в аул на лошади галопом. Ведь это говорит о плохих новостях, о войне. Еще есть ырым, согласно которому ни в коем случае нельзя стричь ногти ночью. Казахам это говорят с детства, но мало кто знает объяснение запрета. А все просто: наши предки жили в юрте, это было одно общее помещение без света, и ночью в темноте ноготь мог попасть на дастархан, в пищу. Теперь времена другие - стригите ногти в любое время! Но пожилые люди все равно запрещают нам это делать. Вот о таких вещах мы тоже рассказываем.
Среди тех, кто работает в этноклубе, известный музыкант-мультиинструменталист Анар КАСЫМОВА, художник, этнограф и изготовитель стрелковых луков Данияр БАЙДАРАЛИН, историк, археолог и реконструктор Станислав ПОТАПОВ, художник и мастер по одежде древних тюрков Асылгуль БАЙДАРАЛИНА.
На прямой вопрос, не легче ли было пойти проторенным многими артистами и музыкантами путем и открыть не этноклуб, а ресторан или салон красоты, Абзал Арыкбаев ответил: “Я по сути преподаватель, человек, который хочет передать свои знания. К тому же именно такие знания и умения, на мой взгляд, нужны сейчас людям, уставшим от телефонов и технологий глобализации. Да, мы не заработаем на этом, но внесем свой вклад в важное дело.
Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлены этноклубом “Туран”, Алматы