3314

Помощь детям - моя миссия

Пока другие артисты ищут себе применение в условиях пандемии, прима-балерина ГАТОБ имени Абая Сауле РАХМЕДОВА уже придумала, чем будет заниматься. Правда, самая известная артистка казахстанского балета призналась, что о смене деятельности подумывала и раньше.

Помощь детям - моя миссия

- Сейчас все в нашем театре официально ушли в отпуск. Он у нас всегда начинается после Дня столицы, и на работу мы выходим где-то в середине августа. Входим в форму и обычно в конце сентяб­ря открываем новый сезон, - рассказывает Сауле. - Но как будет сейчас, никто не знает. И все это очень печально.

- Тем более что из-за карантина уже сорвался ваш бенефис в Алматы в Государственном театре оперы и балета имени Абая…

- С одной стороны, этот бенефис был посвящен окончанию моей карьеры, но с другой - мне было важно показать себя на определенном этапе своей жизни. Правда, в Нур-Султане я успела провести свой бенефис в рамках гастролей ГАТОБ имени Абая в июле прошлого года. Для этого я выбрала самую близкую мне по духу главную партию в любимом спектакле “Анна Каренина” в постановке Бориса ЭЙФМАНА. А моими партнерами по сцене были такие замечательные артисты балета, как Азамат АСКАРОВ и Даурен ЖЕНИС. И мне очень приятно, что вокруг этого события в столице был настоящий ажиотаж, были проданы все билеты и не осталось ни одного свободного места даже на галерке сбоку, где практически не видно сцены. Для алматинской публики этот вечер должен был пройти 20 марта. Чтобы он стал знаковым, на него даже хотели пригласить самого Бориса Яковлевича. Но за неделю до бенефиса мы ушли на карантин.

- Насколько я знаю, именно вы впервые пригласили одного из самых выдающихся хорео­графов мира - легендарного Эйфмана - в Казахстан для постановки балетных спектаклей. Как вам это удалось?

- Я познакомилась с ним в Нью-Йорке, когда еще работала в Америке в труппе New Jersey Ballet. А Борис Яковлевич вот уже лет двадцать приезжает туда выступать со своей труппой. В 2007 году я пришла на премьерный показ его спектакля “Анна Каренина”. Каких только постановок разных направлений к тому времени я не видела в Америке! Но уровень Эйф­мана меня настолько поразил, что я была в шоке. Классика и со­временное исполнение, традиции русского балета и достижения мирового балета сошлись у него воедино! Желание станцевать в его постановке стало моей заветной мечтой, но тогда я почему-то поду­мала, что это вряд ли получится, хотя в тот же вечер мы познакомились с Борисом Яковлевичем за кулисами.

Мне повезло, что мой педагог и близкий друг в Америке Любовь ГУЛЯЕВА - выпускница вагановского училища, которая когда-то работала с правой рукой Эйфмана Геннадием АЛЬБЕРТОМ. Он-то и пришел к нам на репетицию, чтобы посмотреть на меня в действии. Видимо, я впечатлила его, если о моем желании Альберт рассказал Борису Яковлевичу. А уже в 2011 году Эйфман переносил на труппу театра имени Абая свою “Красную Жизель”. И за неделю до премьеры на репетиции я подворачиваю ногу.

Сильное растяжение, огромная шишка, гематома на голеностопе: я лежу в кровати, рыдаю и понимаю, что мечте всей моей жизни сбыться не суждено. На сценической репетиции я появляюсь перед Борисом Яковлевичем в пуанте на одной ноге и в теплом лапте с носком на другой. А после репетиции слышу: “Сауле, я вами очарован!” Премьеру я танцевала уже с блокадой от боли, и мои коллеги из Питера потом передавали: “Когда Эйфман нас разносит, то кричит в гневе: “Вы - лодыри, вы ни на что не способны! А вот в Алматы есть солистка, которая с травмой так станцевала, что я был в восторге!” После этого мы делали с ним “Анну Каренину”, потом, насколько я знаю, Бориса Эйфмана пригласили в Нур-Султан поставить спектакль “Роден”. И за все успешные проекты он даже получил звание заслуженного деятеля Казахстана.

- А как вы познакомились с Михаилом БАРЫШНИКОВЫМ?

- Встреча с величайшим танцором современности, которого я считаю номером один в мире, стала возможной также благодаря Любови Гуляевой, потому что она его однокурсница. Мы пришли на спектакль в собственный театр Барышникова на 37-й улице Нью-Йорка, а после познакомились за кулисами. Я всегда представляла его огромным, настоящей глыбой, а оказалось, что в жизни это человек невысокого роста и внешне совсем не принц Зигфрид. Но вокруг него была такая аура, что невозможно не испытывать пиетета. А еще он необыкновенно прост и приятен в общении. После нашей первой встречи я поняла: чем масштабнее и талантливее личность, тем проще этот человек в жизни и общении. Кстати, в прошлом году у меня появилось желание пригласить Михаила Барышникова с его моноспектаклем в Казахстан. Эту идею мы уже воплощали в жизнь вместе с Любовью Гуляевой, но пандемия нарушила и эти планы.

- Слышала, что не так давно вы открыли благотворительный фонд. Чем он занимается?

- Об этой стороне своей деятельности мне бы не очень хотелось говорить, поэтому в детали вдаваться не буду. Но можно сказать, что на открытие фонда меня благословил мой четырехлетний сыночек Мажекен. Благодаря ему я на всех детей теперь смотрю с особым трепетом и понимаю, как малыши нуждаются в родительской заботе. Поэтому мой фонд “Свет. Любовь. Жизнь” оказывает целенаправленную помощь детям-сиротам из дома малютки №2 в Алматы и из дома малютки в Жамбылской области.

- А я думала, что вы хотите поддерживать детей, одаренных в балете…

- Если среди детей, нуждающихся в помощи, увижу талантливых, предрасположенных к балету, то, конечно, с удовольствием буду поддерживать. Скажу больше: в ближайшее время я намерена стать инфлюенсером, что позволит мне собирать средства для помощи детям по всем направлениям.

- Очень интересно, в каком направлении будет строить свою деятельность инфлюенсер Сауле Рахмедова?

- Конечно, это будет тема детей и всего, что с ними связано. Я буду заниматься вопросами, важными для любых родителей, имеющих детей примерно такого возраста, как мой сын, - от двух до шести лет. А говорить об обучении и развлечениях, о психологии и воспитании я начну в Инстаграме и Фейс­буке. Для этого буду привлекать лучших специалистов. Возможно, такова моя миссия на сегодняшний день. Еще больше в этом мнении я утвердилась в период карантина, поскольку все свободное время посвящаю ребенку. То есть пандемия открыла для меня новые возможности, и даже если наш театр совсем закроется, то с удовольствием буду заниматься только этим.

- Не представляю, что балерина, которую называют казахской Майей Плисецкой, сможет жить без балета. И как же ваша педагогическая деятельность в театре?

- Горжусь, что мои ученики Асель АСКАРОВА, Рустем АМАНГАЛИЕВ из кордебалета выросли в ведущих солистов, стали лауреатами международных конкурсов, а совсем молодые Аружан БАРАТОВА, Риза ТАГАНОВА подают большие надежды. И пока я в любом случае при театре. Полставки у меня, как у педагога-репетитора, и до сих пор я числюсь на ставке как артистка балета. По возрасту меня, кажется, еще никто не перетанцевал в Казахстане, а значит, я действительно казахская Плисецкая. Но это по возрасту! (Смеется.)

- Кстати, после скандала двухгодичной давности в вашем театре, когда артисты устроили забастовку и руководство поменялось, ситуация изменилась в лучшую сторону?

- Все стало еще хуже, и обстановка в театре очень сложная! Например, все уже знают о наших мизерных зарплатах, так еще в последнее время, с тех пор как начался карантин, у меня срезали надбавку - те самые “ноль пять” педагогических. И не только у меня таким образом уменьшилась зарплата, но и у других артистов, заслуженных деятелей, которые десятилетиями работали на благо культуры нашей страны.

За всю историю театра такого не было никогда. Причем это, считаю, чисто инициатива нашего нынешнего директора Аи КАЛИЕВОЙ, потому что на мою просьбу предоставить документ, согласно которому урезали деньги, было показано какое-то непонятное письмо. Вряд ли министерство знает об этом. То есть в момент пандемии, когда государство пыталось поддержать своих граждан, руководство Театра оперы и балета, наоборот, урезало то, что нам положено. Очень обидно, и это не единственный случай, из-за которого опускаются руки.

- Наверное, поэтому появилось желание заниматься чем-то новым?

- Конечно. Но свой спектакль-бенефис “Анна Каренина”, который не состоялся из-за начавшегося карантина, я все-таки дам на сцене родного театра, ведь все билеты на него были проданы.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено Сауле Рахмедовой, Алматы

Поделиться
Класснуть