2333

Сам-то я в кино не хожу...

Когда казахстанское кино начнёт завоёвывать главные призы знаковых международных фестивалей? Об этом мы спросили у Адильхана ЕРЖАНОВА, режиссёра, который больше других катается по кинофестивалям

Сам-то я в кино не хожу...

- На днях вы возвратились с Варшавского кинофестиваля, где представили свой новый фильм “Бой Атбая” с Санжаром МАДИ, Динарой БАКТЫБАЕВОЙ и Асель САДВАКАСОВОЙ в главных ролях. Почему наш фильм остался без главной награды? Неужели, учитывая свой опыт, вы не могли заложить в него нужную социальную или политическую тему?

- Для нас важнее герой. И здесь была задача попасть на радары мировых критиков, которые создают некий пул и оценивают нового героя, новые жанры, новый язык, и благодаря этому появляются отклик и интерес в авангарде мирового кино.

- “Бой Атбая” снят на средства инвесторов. Но до этого вы снимали фильмы для фестивалей и на бюджетные деньги. Не роскошь ли это - тратить деньги на заведомо некоммерческое кино и при этом не получать никакой отдачи?

- Во-первых, я всегда снимаю на деньги гораздо меньшие, чем другие снимают такое же кино на студиях. А во-вторых, в таком духе можно запретить и балет, потому что это тоже большая роскошь для налогоплательщиков. Живопись, литературу и многие другие нерентабельные виды искусства поддерживать тоже дорого. И даже на стрижку клумб уходят деньги!.. Такая вещь, как культура, нуждается в поддержке. И если государство не будет поддерживать молодые таланты, дебютантов, то где им брать деньги на выражение их авторского взгляда, на сценарии? Если государство их не поддержит, то эти молодые дарования уедут за рубеж и рано или поздно найдут там финансирование. А потом мы будем кусать локти, и люди станут говорить о том, что мы теряем свои мозги.

- А сегодня люди говорят о том, что в кинотеатрах идут только комедии о свадьбах и снимают их не те, кто получил дипломы режиссеров, сценаристов, а кавээнщики и певцы…

- Думаю, не надо относиться с пренебрежением к кавээнщикам. Это люди, каждый из которых на сегодняшний день снял десяток картин!

- Я как раз говорю о них с уважением. Именно они правят сегодня бал в нашем кино. А где же профессиональные киношники?

- Согласен, что многие из тех, кто снимает сегодня популярное кино, стали профессиональнее дипломированных специалистов. Но, с другой стороны, если зритель ходит на их кино, значит, они могут называться профессионалами. В кино всегда выживает талантливый, и это нормально… Что касается комедии, то этот жанр всегда привлекает интерес в сложные времена. Кстати, в последнее время многие наши коммерческие фильмы, те же “Зеркала” Рашида СУЛЕЙМЕНОВА или “Аким” Нуртаса АДАМБАЯ, сняты не только для смеха и развлечения. Они отражают то, что происходит в стране. Это дает понять, как изменить к лучшему общество. Это уже делает кино более настоящим, серьезным.

- Почему ваш фильм “Ласковое безразличие мира” был успешен в прокате во Франции, а в Казахстане его показ провалился? Значит, наш зритель совершенно другой?

- Думаю, зритель у нас нисколько не глупее, он среднестатистический, и среди наших граждан много образованных людей, просто у нас в стране нет популяризации данного вида фильмов. Чтобы привить интерес к авторскому кино, нужна определенная работа. Фильм “Ласковое безразличие мира” хорошо прошел в прокате во Франции в отличие от нашего региона потому, что там много десятилетий существует сеть авторских кинотеатров: ты идешь по улице и буквально через каждые сто метров видишь маленький частный кинотеатр, на входе в который чуть ли не сам хозяин сидит и продает билеты. Там люди смотрят даже абсолютные раритеты - “Касабланку” или фильмы нашего режиссера Дарежана ОМИРБАЕВА. Думаю, если у нас такие кинотеатры появятся и их будет много, зритель начнет ходить на такое кино. В этом главная причина того, что наши люди ходят только на комедии.

- А когда наши кинемато­графисты снимут такое кино, которое достойно представит Казахстан на мировом уровне: возьмет приз на том же Канн­ском фестивале или в Америке?

- Я общался с представителями мощного узбекского кино, где картин снимается в разы больше, чем у нас, и при этом они ни разу не были в Каннах. А картина нашего Дарежана Омирбаева “Киллер” в 1998 году завоевала на Каннском фестивале приз как лучший фильм программы “Особый взгляд”. Кроме того, она была представлена в этой секции еще два раза. Может, это нескромно, но мой фильм “Ласковое безразличие мира” также участвовал в “Особом взгляде” Каннского фестиваля в прошлом году. И это при том, что из пяти тысяч заявок в год туда отбирается лишь восемнадцать. Это говорит о том, что мы, как кинемато­графия, все-таки представлены на серьезных площадках.

- Но у людей есть потребность гордиться именно победами. Вспомните, сколько говорилось о Самал ЕСЛЯМОВОЙ, которая получила приз в Каннах как лучшая актриса?

- Я уверен, что после попадания нашего фильма в основной конкурс Каннского фестиваля и даже после победы в нем обязательно найдутся скептики, которые скажут: “Ну что эта “Пальмовая ветвь”?! Когда же мы получим “Оскара”?” А когда мы получим “Оскара”, то скажут, что нам дали его за чернуху, за конъюнктуру.

- Те же скептики говорят, что у нас сейчас есть два разных кино: то, на которое уходят бюджетные деньги и которое при этом не окупается, и другое: снятые на частные инвестиции комедии про тои, которые обол­ванивают массы. У вас есть рецепт, как преодолеть этот разрыв и сделать наше кино лучше?

- Единственный рецепт - каждый режиссер должен изучать мировое кино и делать хорошие фильмы, прогрессируя от картины к картине. Десять лет назад я вам понапридумывал бы всяких рецептов и сказал, как сделать наше кино лучше, но сейчас могу говорить только за себя.

- То есть десять лет в казахстанской киноиндустрии отбили у вас желание рассуждать о судьбах нашего кинематографа?

- Это как-то очень пафосно звучит. Зачем эта патетика?.. А вообще я оптимист: если что-то и ругаю, то наедине с друзьями. Про кино могу сказать вам так: буду возделывать только свой сад и стараться таким образом делать наше кино лучше.

- Как вы думаете, фильм “Томирис” Акана САТАЕВА, на который потрачено 10 миллионов долларов из бюджета, может представить Казахстан на серьезных мировых кинофестивалях?

- Если честно, я этот фильм пока не посмотрел. Просто в кино не хожу и жду, когда он появится в интернете. Но от друзей, которые далеки от кино, слышал, что фильм им понравился.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото предоставлено предоставлено Адильханом ЕРЖАНОВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть