Предсказания Мариан
Что ждет мир в недалеком будущем и как с этим бороться
Американский PR-специалист, писательница Мариан ЗАЛЬЦМАН уже давно стала легендой в сфере связей с общественностью. Впрочем, влияние на широкие массы эта женщина тоже оказала - именно с ее легкой руки в нашем обиходе появился термин “метросексуал”. На прошлой неделе госпожа Зальцман, которая c недавних пор занимает должность вице-президента компании “Филип Моррис Интернэшнл”, прилетела в Казахстан. О том, что ее больше всего тревожит, она рассказала в интервью нашей газете.
- Вы долгое время руководили одним из крупнейших мировых PR-агентств Havas. Почему решили уйти в “Филип Моррис Интернэшнл”?
- Я работала в Havas на протяжении 15 лет, из них последние девять лет руководила PR-агентством. И я была абсолютно счастлива. Настолько счастлива, что мне все это приелось. Когда мне предложили должность в “Филип Моррис Интернэшнл”, я даже не могла подумать, что соглашусь работать на табачную компанию, потому что я не курю. Но мне нравилась женщина, которая это предложила, поэтому я сказала, что поищу людей на это место и перезвоню ей. Я тогда воспринимала компанию “Филип Моррис” такой, какой она была в 1990-е годы. Позвонила мужу и говорю: представляешь, мне предложили там работу, они что, ненормальные, с чего они взяли, что я пойду туда работать? И написала этой женщине прикольное письмо, в котором сообщила, что я не тот человек, который им нужен, потому что работаю в агентстве. Мыслей об уходе с работы у меня не было. Не было и мыслей возвращаться в Европу - к тому времени мы уже на протяжении долгого времени жили в США. Тем не менее я залезла на их сайт и увидела там информацию о так называемых бездымных продуктах. Мне стало любопытно, я начала изучать этот вопрос, и в итоге после долгих раздумий и переговоров, в ходе которых обе стороны старались получше узнать друг друга, я пришла в “Филип Моррис” и переехала в Лозанну (Швейцария).
- Бездымный продукт “Филип Моррис” - это устройство IQOS. И я вижу, что оно становится все более и более популярным. Думаете, за ним будущее?
- Я думаю, IQOS - это часть будущего и что новые технологии постепенно заменят привычные нам вещи. Это касается не только сигарет, но и других категорий: еды, напитков, топлива и т.д. Думаю, будущее за более здоровыми продуктами. И IQOS - это начало трансформации табачной индустрии. Я полна энтузиазма на этот счет, но не стала бы со стопроцентной уверенностью утверждать, что, например, в течение следующих 25 лет все перейдут на это устройство. Потому что я понятия не имею, что будет через 25 лет.
- Тем не менее вам удалось предсказать ряд глобальных тенденций вроде того, что мусульмане станут целевой аудиторией многих компаний. Как вы думаете, какие тренды появятся в ближайшее время?
- Основным трендом я бы, наверное, назвала злость. Люди становятся все более и более злыми. Они злятся друг на друга, на государственные институты, на СМИ, буквально на все, с чем они сталкиваются. Они во всем разочарованы, все меньше доверяют окружающим, и это делает их более… локальными, что ли. Они хотят быть частью только того небольшого сообщества, где чувствуют себя комфортно, где знают всех и могут управлять ситуацией. Такой ответ на глобализацию. С одной стороны, мир становится все более глобальным, но с другой - люди становятся все более локальными. Они хотят жить в небольшом управляемом собственном мирке. Вторая тенденция - это исчезновение привычных нам гендерных ролей. Мужчины будут феминизироваться, а женщины, наоборот, маскулинизироваться. Люди уже сейчас могут выбирать себе пол. Я знаю, что у вас в Казахстане это весьма спорная тема, но на Западе люди уже начинают считать, что ребенок сам может решать, мужчина он или женщина. Они говорят, что пол - это не данность, это не то, что заложила в вас природа, а нечто, что вы можете выбрать.
- Но ведь существует ряд проблем, связанных со здоровьем, - прием гормонов, операции и т.д.
- Знаете, когда вы становитесь трендспоттером, вы прежде всего должны перестать судить и давать оценки. Я наблюдатель, а не практик, не врач, не психолог. Я лишь вижу тенденцию, но не оцениваю. Да, может, мне бы хотелось, чтобы люди были менее злыми или чтобы им было комфортно в собственных телах, но реальность такова. Третий глобальный тренд - это изменение климата, в частности экстремальная погода. Мы наблюдаем это все чаще и чаще, и люди начинают понимать, что происходит. Мне кажется, в будущем целые индустрии вырастут вокруг этой проблемы. Может, это будут какие-то гаджеты для выживания в случаях, когда из-за погоды отключается энергоснабжение, или какая-то специальная одежда для экстремальных температур, как низких, так и высоких. Идея в том, что своими действиями человечество разгневало мать-природу и она вышла из-под контроля.
- Думаете, мы сможем решить эту проблему?
- Не знаю. Может, мы сможем стать грамотными потребителями и перестанем уничтожать природу. Но пока я наблюдаю обратный эффект. Например, здесь, в Алматы, я вижу большое количество автомобилей, пробки, а общественного транспорта мало. Урбанизация приводит к увеличению количества дорог и машин, вместо того чтобы заставить людей больше ходить.
- А вы, вообще, впервые в Казахстане?
- Да. На своей нынешней должности я получаю бесчисленное количество приглашений: не могли бы вы приехать в Германию в такие-то даты? не могли бы вы приехать в Южную Корею в такое-то время? Но вот в Казахстане мне раньше бывать не доводилось. Я была во всех странах Европы и Юго-Восточной Азии, и мне было очень интересно посмотреть на Центральную Азию. Поэтому, когда меня пригласили в Казахстан, я сказала: да, я очень хочу туда поехать. Кроме того, меня интересует тема женского лидерства. Получив приглашение, я поговорила с главным операционным директором “Филип Моррис Интернэшнл”, и он сказал, что мне следует поехать, потому что в “Филип Моррис Казахстан” больше половины топ-менеджеров компании - женщины. И это тоже стало одной из причин. Потому что во многих местах, где я бывала, женщин-управленцев не так уж и много. А в “Филип Моррис Казахстан” их, оказывается, 70 процентов! Было интересно узнать побольше о том, каким образом была достигнута такая цифра, как они работают и т. д.
Что касается страны, то я крайне заинтригована - это совсем не то, чего я ожидала. Исходя из того что я знала о вашей стране, я думала, что Алматы будет похож на столицу Болгарии Софию. Но оказалось, что он больше походит на Сан-Франциско, по крайней мере по моим ощущениям. Город очень красивый, в нем много открытых пространств, невысокие здания... И здесь ощущается гораздо больше оптимизма, чем в большинстве мест на планете, где мне приходилось бывать. Только посмотрите на всех этих людей вокруг! Они выглядят спокойными и расслабленными, они не кричат друг на друга, не ругаются…
- Но это все же происходит…
- Если бы вы могли посетить те места, где я бывала, и увидеть, какие там злые люди! А здесь люди очень вежливые, воспитанные. Например, в моем номере в отеле забыли положить банный халат. Я спустилась на ресепшн и попросила принести его в номер. И через 15 минут мне его принесли с извинениями. В США мне могли бы его вообще не принести, и персонал отеля был бы очень зол, что я вообще его попросила. А здесь все было наоборот. Мы еще поболтали с сотрудником отеля о президентских выборах, кроме того, он посоветовал мне съездить на горнолыжный курорт недалеко от города. При этом он был таким любезным и доброжелательным! Во многих других странах такого не увидишь.
- Приятно это слышать.
- А еще Алматы - город ярких красок, тут намного больше цвета, чем во многих других городах. Люди ярко одеваются, муралы на зданиях, зелень, цветы. Цвет порождает оптимизм, а оптимизм, в свою очередь, влияет на выбор цветов - эдакий знак бесконечности.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы